В Челябинске обсудили взаимоотношения в многонациональной молодежной среде

Представители более 20 российских вузов собрались в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, чтобы обсудить актуальные вопросы безопасности.

В совещании приняли участие проректоры по воспитательной работе, руководители и специалисты различных ведомств. Мероприятие является частью просветительской кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!», которая стартовала 18 сентября в столице. Его осуществление стало возможным благодаря грантовой поддержке Росмолодежи в рамках проекта «Безопасность и взаимодействие в многонациональной молодежной среде».

По мнению экспертов, многие вузы успешно пользуются практиками в этой сфере, но очень редко делятся друг с другом опытом. Именно поэтому так важно выстроить систему эффективного взаимодействия.

Алексей Черкезов подчеркнул, что задача специалистов Центра – разработать методику для проведения мероприятий.

«Наш центр имеет опыт организации адаптационных встреч для первокурсников. Когда молодой человек приходит в вуз, то самое важное для него – социализация. В рамках этих встреч мы рассказываем о гражданской идентичности, о различных движениях, о безопасности, о том, как важно научиться самостоятельно фильтровать информацию, размещенную в Сети», – отметил он.

«Мы говорим о том, что низкий уровень гражданской идентичности ведет к радикализации. Главная цель любой профилактики – это знания, обмен опытом», – подчеркнул Алексей Черкезов.

Социализация первокурсников. Почему это важно?

«Для молодого человека, который попадает в институт, первый курс – самый важный, основополагающий. От того, как студент социализируется на первом курсе, зависит его дальнейшая жизнь в вузе, – считает Алексей Черкезов. – Поэтому в практике нашего центра есть такое мероприятие, как адаптационная встреча с первокурсниками. Наши специалисты рассказывают им о гражданской идентичности, национальном согласии, способах информационной безопасности. Делается это для того, чтобы студент, читая новости или прогоняя через себя любую информацию, мог делать правильные выводы. Почему? Потому что увеличилась скорость получения информации. Если раньше одно письмо до адресата шло две недели, то теперь студент за пять минут может получить в десять раз больше информации. Главная проблема сегодня – не только у студентов, но и у детей в целом – большие потоки информации, которые они не могут правильно воспринимать. Наши специалисты в рамках занятий объясняют, как это можно сделать».

«Формируем у студентов иммунитет против радикальных идей»

Разрозненность, непонимание своих соотечественников ослабляют иммунитет нации, считает ведущий консультант управления по укреплению общенационального единства и профилактики экстремизма на национальной почве федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Айказ Микаелян.

— Ситуация с радикализмом сегодня — результат низкого уровня гражданской идентичности, — комментирует проблему Айказ Маисович. — Чем она слабее, тем более мы подвержены угрозам. Задача нашего агентства — сформировать этот самый иммунитет, который не позволит экстремистским радикальным идеям проникать в умы молодых людей. Это чрезвычайно сложно. К решению задачи мы подходим комплексно: рука об руку с педагогами работают представители силовых структур. Они тоже идут в вузы, где беседуют со студентами. Одной из главных составляющих гражданской идентичности является формирование патриотического сознания. Причем это не какое-то эфемерное чувство, а прикладная, реальная деятельность. Мы делаем все возможное, чтобы помочь молодым ребятам уйти от идеологических угроз, укрепляем их понимание важности нашего единства.

ФАДН России занимается вопросами укрепления общенационального единства и этнокультурного многообразия народов страны. Лозунг агентства — единство в многообразии. Как подчеркивает Айказ Микаелян, такой феномен не так уж противоречив, как может показаться на первый взгляд. Так, молекула состоит из атомов, музыка — из нот, текст — из букв.

Педагог — самая важная профессия в мире. Именно он делает из человека личность, ответственную за свою жизнь и за то, что происходит в социуме.

— Я вырос в горном селении и видел, как старики каждый раз, когда мимо них проходил молодой педагог, с почтением вставали, — вспоминает Айказ Маисович. — Это особенное отношение к профессии, которая сегодня, мягко говоря, недооценена.

Главная профилактика экстремизма — знание

— Структуру (Центр) создали больше трех лет назад на базе Московского педагогического государственного университета в рамках отдельных поручений администрации президента РФ и Министерства образования. Центр взаимодействует с федеральным агентством по делам национальностей, с Министерством просвещения, с Министерством образования, а последние пару лет тесно сотрудничает с главным управлением по борьбе с экстремизмом. А еще ведет работу со школами, вузами и преподавателями.

— Главная профилактика экстремистских движений — это знание, — говорит заместитель директора центра Алексей Черкезов. — Чем больше молодые люди понимают, что происходит в стране, тем меньше в обществе деструктивных течений. На базе центра созданы условия и разработан курс повышения квалификации для чиновников, работающих с молодежью, у нас есть интересная программа повышения квалификации по профилактике экстремизма, в том числе для учителей. В прошлом году на базе центра было реализовано более 30 проектов, в которых приняли участие более 20 000 человек. Мы готовы делиться своим опытом с вузами и другими организациями.

«Мы учим студентов правильно работать с информацией»

В рамках масштабной кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!» запланировано восемь совещаний с проректорами по воспитательной работе и безопасности. Они пройдут в разных городах России. Потом наступит очередь семинаров с лидерами студенческого самоуправления.

— Основная задача компании — обмен опытом в вопросах профилактики деструктивных движений в молодежной среде, — дополняет Алексей Черкезов. — Мы проводим адаптационные встречи для первокурсников, рассказываем студентам о гражданской идентичности, о межнациональном согласии, о различных движениях, об информационной безопасности. Благодаря этому молодые люди смогут, к примеру, читая новости, сделать правильный выбор. Главная проблема молодежи — огромный поток информации, которую она не воспринимает или неправильно интерпретирует. На наших адаптационных лекциях мы учим студентов, как правильно работать с информацией.

«Эффективнее выстраивать отношения через диалог, а не через стереотипы и агрессию»

Кампания «Мы за традиции, мир и безопасность!» проходит в различных вузах на территории пяти федеральных округов России. Проект подразумевает работу с педагогическим и руководящим составом с привлечением сотрудников центра по противодействию экстремизму и федеральных ведомств.

— Это некое межведомственное сотрудничество в целях координации работы и формирования актуальной повестки в вопросе укрепления гражданской идентичности, межнационального согласия и профилактики экстремизма, — уточняет Айказ Микаелян. — Наша цель — не допустить негативные явления в молодежной среде и создать мощную идеологическую базу. А еще — научить молодежь терпимости, уважению к чужому мнению, показать, что эффективнее выстраивать отношения через диалог, а не через стереотипы и агрессию.

«Нельзя воспринимать эту работу однообразной и направленной только на предотвращение негативных явлений, – отмечает Айказ Микаелян. – Вопрос профилактики включает в себя как профилактику негативных явлений, которые сегодня существуют, так и формирование базиса, некоего иммунитета, какой-то идеологической базы, которая в дальнейшем не допустит возникновения радикальных идей в молодежной среде. Все мы видим, как часто в СМИ освещаются вопросы, связанные с возникновением этнической и религиозной розни, определенных противоречий на идеологической основе. Здесь важно поднять вопрос о формировании у молодежи терпимости к разным мнениям, уважения к другому мнению. Необходимо научить молодого человека не пытаться остро реагировать на мнение, которое чем-то отличается от твоего. Это очень важный момент, когда молодежь выстраивает свои отношения: в первую очередь надо ориентировать ее на диалог, а не на стереотипы, агрессию, формирование образа врага, даже внутреннего».

рассказала, что в их вузе большое количество студентов из ближнего зарубежья. Для того, чтобы научить ребят находить общий язык, здесь семь лет назад организовали Клуб межнациональной дружбы. В рамках проекта проводят различные мероприятия – творческие конкурсы, кулинарные шоу.

«Наша задача – сделать так, чтобы студенты были едины, несмотря на расу, национальность, язык», – подчеркнула Наталья Ивановна.

Уверен, что все мероприятия, направленные на противодействие экстремизму и укрепление национальной дружбы, должны быть комплексными, только тогда можно ожидать от них эффекта.

«Получение дополнительного мультикультурного образования в институте дополнительных творческих педагогических профессий, участие в самоуправлении, деятельности студенческих клубов тоже способны увлечь студентов социально одобряемой деятельностью и не допустить их участие в нежелательных мероприятиях и акциях», – считает Евгений Анатольевич.

«Что такое патриотизм – каждый человек в разных ситуациях понимает по-своему, – продолжил тему Алексей Черкезов. – Кто-то считает, что патриотизм – это любовь к своей стране, кто-то – что это любовь к своему городу, но на самом деле патриотизм начинается с любви к своей семье. Чем больше ты настроен на то, чтобы сделать что-то хорошее для своей семьи, чем больше ты любишь и понимаешь членов своей семьи, тем больше шансов у тебя стать настоящим патриотом. Существует много методов воспитания патриотизма, но мы обобщаем и даем рекомендации, как эти мероприятия проводить, чтобы они стали максимально эффективными».

Многонациональное студенческое сообщество подвергается влиянию как извне, так и изнутри, на эту особенность при выстраивании методики профилактики деструктивного поведения в вузе обратил особое внимание Айказ Микаелян: «Многонациональное общество похоже на организм, который время от времени претерпевает негативные воздействия не только извне, но и изнутри. За защиту организма от этих атак отвечает иммунитет. Такой иммунитет должен быть и у общества. И за формирование этого иммунитета отвечает повышение идеологической, культурологической, исторической, религиозной грамотности каждого его участника. Чем больше человек просвещен в этих непростых вопросах, тем меньше он поддается влиянию тех, кто старается разобщить многонациональные коллективы».

В ближайшие две недели эстафету по обсуждению актуальных тем безопасности в многонациональной молодежной среде примут Екатеринбург и Уфа.

источники:«74.ру», «Южноуральская панорама»