10 декабря 2020 года в Москве на площадке Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации в онлайн-формате прошло заседание круглого стола на тему «»Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: проблемы и тенденции». В качестве докладчиков и участников на мероприятии присутствовали представители органов государственной власти, общественных организаций, научного и преподавательского сообществ, члены Экспертного совета Центра, специалисты в области профилактики и противодействия экстремизму.
Заседание открыл заместитель директора Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Николай Ларин, который в своем приветственном слове отметил важность обсуждаемой темы и пожелал участникам плодотворной работы.
Первым докладчиком мероприятия стал советник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Павел Костылев, который предложил обратить внимание на наличие двух моделей понимания понятия духовно-нравственной культуры: консервативной и модернисткой. В консервативной модели духовно-нравственная культура тесно связывается с жизнью религиозных сообществ, воспроизводящих соответствующие практики и артефакты. В модернистском же понимании духовно-нравственная культура охватывает ценностный аспект жизни общества в целом – она вбирает ценности, объединяющие как светских, так и религиозных людей. Павел Костылев полагает, что в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР наиболее перспективным представляется использование модернистской модели.
Руководитель Департамента по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Федерации еврейских общин России Аарон Гуревич в своем выступлении предложил проект создания некоммерческой организации, среди учредителей которой оказались бы представители четырех наиболее крупных религий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Основными направлениями деятельности НКО стала бы разработка и реализация актуальных и научно-обоснованных просветительских программ, предоставление услуг по повышению квалификации педагогов, задействованных в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР, профориентационные мероприятия.
На проблему подготовки кадров для преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР обратила внимание в своем выступлении заместитель директора по научно-методической работе Лицея №106 г. Уфы Марина Бигнова. Он отметила, что очень часто преподаватели не достигают основной цели курса – формирования у детей способности распознавать религиозную культуру. Как полагает эксперт, это объясняется тем, что в основе курсов ОРКСЭ и ОДНКНР лежат базовые, но вместе с тем сложные философские понятия, значение которых может «по умолчанию» быть понятным преподавателю, но зачастую никак не объясняется детям. Марина Бигнова предложила варианты практического решения этой задачи.
Практического аспекта преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в своем выступлении коснулся иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии Русской православной церкви. Иеромонах Онисим рассказал об опыте работы «общественных методистов» в системе взаимодействия «школа – близлежащий храм», реализуемой в Московской городской епархии РПЦ. «Общественные методисты» оказывают преподавателям помощь в методическом сопровождении уроков ОРКСЭ, проводят индивидуальные консультации, принимают участие в планировании внеурочной деятельности.
Руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного института развития образования Денис Жариков заострил внимание участников на проблеме педагогического дефицита в преподавании курса ОРКСЭ. По его мнению, основной проблемой является то, что большинству педагогов трудно понять цели, заложенные в курс ОРКСЭ. Преподаватели далеко не всегда осознают его воспитательных и мировоззренческих целей. Достижение воспитательных целей курса ОРКСЭ во многом зависят от личностных качеств педагога, требования к нему должны быть выше, чем требования к преподавателям других дисциплин. Денис Жариков представил проект курсов повышения квалификации для преподавателей ОРКСЭ, основными принципами которого являются доступность, адресность и индивидуальное содержание.
В завершение участники круглого стола отметили актуальность обсуждаемых вопросов и ценность взаимного обмена мнениями и опытом.