В Москве прошел круглый стол на тему «Просвещение и образование как инструмент профилактики религиозного и этнического экстремизма»

10 декабря 2020 года в Москве на площадке Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации в онлайн формате был проведен круглый стол на тему «Просвещение и образование как инструмент профилактики религиозного и этнического экстремизма». Свои доклады на нем представили члены Экспертного совета Центра, специалисты в области профилактики и противодействия экстремизму, представители преподавательского сообщества, религиозных организаций и органов государственной власти.

Заседание круглого стола началось с приветственного слова заместителя директора Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Николая Ларина, в котором кратко были обозначены цели и задачи мероприятия. Он также отметил, что вопросы, которые планируется обсудить на круглом столе, значимы не только для России, но и являются частью мировой повестки дня.

Первой свой доклад представила заместитель директора по научно-методической работе Лицея №106 г. Уфы Марина Бигнова. В нем был поставлен вопрос о статусе занимающихся просветительской деятельностью экспертов. Констатируя, что в качестве эксперта в какой-либо области сегодня может выступить кто угодно, даже не обладая для этого подобающей квалификацией, Марина Бигнова обратила внимание на то, что успешность любого эксперта — настоящего или самозваного — будет зависеть от того, насколько ему удастся презентовать себя как медийное лицо.

В докладе советника департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Павла Костылева была выдвинута идея процедуры лицензирования просветительской деятельности, основанной на продуманном законодательстве, что также могло бы обезопасить это пространство от вмешательства некомпетентных лиц.

В своем выступлении ректор Исламского колледжа Московской области Инсаф Камалов отметил, что, несмотря на то, что питательной средой для терроризма часто являются социально-экономические проблемы, важную роль в формировании склонности к радикализму играет невежество. Именно с этой проблемой работают ученые-богословы в России и в других странах. Инсаф Камалов подчеркнул, что просвещение нужно на всех уровнях общественной жизни. Он рассказал об опыте работы Исламского колледжа Московской области, где готовят имамов, которые работают непосредственно с прихожанами общин мусульман. На вопрос о преподаваемых в колледже дисциплинах он рассказал, что значительную их часть составляют светские науки, такие как политология, психология, сравнительное религиоведение и другие.

Профилактическому эффекту гуманитарных дисциплин был также посвящен доклад доцента Школы философии и культурологии НИУ «Высшая школа экономики» Всеволода Золотухина. Он рассказал о том, как именно фундаментальный общий курс философии в вузе позволяет преодолеть тот интеллектуальный уровень, на котором экстремистские идеи воспринимаются в качестве убедительных. Для достижения этого эффекта необходимо, как было указано в докладе, обращать пристальное внимание на культурологические, религиоведческие и этико-политические аспекты истории мысли.

В выступлении специалиста Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Алены Никитичевой были отмечены аспекты повседневной риторики студентов, в которой, согласно исследованиям, заметны установки, которые могут привести к бытовым противоречиям даже без намеренного желания конфликта. Алена Никитичева обратила внимание на возможности корректировки такой коммуникации, но для этого представляется необходимым заинтересовать студентов изучением т.н. «других», то есть людей другой культуры. Поскольку именно этой задаче посвящена наука социальная антропология, популяризация этой науки в студенческой среде может быть перспективным вариантом профилактики бытовых конфликтов, переходящих, порой, в межэтнические.

Завершая работу круглого стола, его участники констатировали необходимость дальнейшего, более широкого обсуждения и исследования поставленных вопросов.