В 2004 году 1 сентября бандиты Шамиля Басаева и Аслана Масхадова захватили школу №1 города Беслана (Северная Осетия). В заложниках оказалось более 1100 взрослых и детей, которые пришли на праздничную школьную линейку в День знаний. Три дня их удерживали террористы без воды и пищи, лишь днем 3 сентября в после штурма здания школы спецназом ФСБ заложники были освобождены. Однако в результате теракта погибли 333 человека, в том числе 186 детей. Почти 800 человек было ранено.
Чтобы новые поколения россиян не забывали о тех трагических днях, в 2005 году была установлена новая памятная дата: 3 сентября в России отмечают День солидарности в борьбе с терроризмом. Члены экспертного совета Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ рассказали, как воспринимаются события в Беслане в современном российском обществе, особенно среди молодежи.
«В российском обществе память о Беслане продолжает существовать в самых различных проявлениях. Есть достаточно много памятников, посвященных как самому теракту в Беслане, так и отдельным героям, погибшим во время этого события. В 2019 году большой общественный резонанс вызвал фильм Юрия Дудя «Беслан. Помни», который позволил вернуться к некоторым, так до конца и не проговоренным вопросам. Вместе с тем недавно оказался актуализирован еще один любопытный аспект памяти о Беслане – это индивидуальное преодоление последствий трагедии. И показательно, что он оказался связан с Олимпийскими играми в Токио, среди призеров которых оказалось два спортсмена, которые детьми пережили теракт в Беслане – Заурбек Сидаков и Артур Найфонов», — напоминает заместитель декана факультета политологии МГУ Даниил Аникин.
По его словам, память о Беслане, как и память о любом событии, связанном с человеческими жертвами, обладает определенной двойственностью. С одной стороны, это негативная память, поскольку, пока живы участники и очевидцы событий, не избежать чувства скорби по погибшим, а с другой стороны – это память позитивная, поскольку речь идет не просто о трагедии, но и о ее преодолении, победе над виновниками конкретного события или просто обстоятельствами.
Эта двойственность, полагает эксперт, особенно важна в том, что касается памяти о Беслане для молодежи.
«Во-первых, усвоение уроков прошлого возможно только через сопереживание и сочувствие, поэтому ни в коем случае не стоит сводить историю Беслана исключительно к победе. Важно дать понять, что это трагедия – и для самих жертв теракта, и для их близких, и для всех россиян. А во-вторых, для молодежи всегда важны не абстрактные утверждения «как надо», а конкретные примеры. И в этом смысле образы российских спортсменов, которые не только смогли уцелеть во время самого теракта, но и преодолеть его последствия, построить спортивную карьеру – это то, о чем важно говорить, напоминать и демонстрировать», — подчеркнул Аникин.
Рационально оценивать теракт в Беслане трудно, отмечает заместитель директора по научно-методической работе уфимского Лицея № 106 «Содружество» Марина Бигнова.
«Трагедия третьего сентября в Беслане – тот случай, когда никакие рассуждения и взвешенная оценка ситуации не помогают. Когда в теракте гибнут люди, которые оказались в этом месте волей случая – это сложно пережить и трудно понять. Но когда объектом нападения избраны дети, которые пришли на школьную линейку – это непростительно. Люди, которые участвовали в этом, не должны получить свободу», — говорит она.
По словам педагога, сами события в Беслане и их исход известны большинству жителей России, но вот над причинами и последствиям обычно никто не задумывается. И существует опасность формализации памяти об этой трагедии в еще одну дату в календаре.
«Они остаются за кадром этого ужаса, сопереживания и сострадания. Я не думаю, что этот день можно делать банальным поводом для «поговорить» о молодежном экстремизме. Я каждый год участвую в круглом столе, ставшем профессиональной традицией представителей профилактических служб и силовых структур Республики Башкортостан. Это день отчетов и обмена профессиональным опытом, обсуждения векторов профилактики на текущий учебный год. Нельзя позволять тем, кто создал этот день, превратить его только в день ужаса и скорби. Эта память должна стать призывом к борьбе за невозможность повторить этот вызов. Мы должны делать все что зависит от нас, чтобы этого не произошло. И, если честно, борьба с терроризмом начинается с себя. Каждый раз, когда мы думаем о том, чтобы причинить боль другим, позволяем себе расистские или шовинистические высказывания или действия, оставляем без внимания такие поступки других – мы прокладываем путь новому Беслану, новому 3 сентября», — указывает Бигнова.
Напомним, 3 сентября 2021 года Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации организует акцию, приуроченную к Дню памяти жертв терроризма. Мероприятие состоится в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), в рамках которого пройдет встреча с участником спецоперации по освобождению заложников в школе №1 Беслана, кавалером ордена Мужества, ветераном Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России, первым вице-президентом Ассоциации «Группы «Вымпел», полковником запаса Владимиром Силантьевым.