Призывы к насилию — деструктивный фактор для развития личности

Елена Пучкова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии труда и психологического консультирования факультета психологии и педагогики МПГУ, дала интервью Центру профилактики экстремизма о последствиях призывов к насилию в публичном информационном пространстве и необходимости оказания психологической помощи.

Meta Platforms временно разрешила социальным сетям Facebook и Instagram (признаны экстремистскими организациями на территории РФ) в ряде стран не блокировать призывы пользователей к насилию в отношении россиян, включая военнослужащих. Каким образом призывы к насилию в социальных сетях способствуют разжиганию конфликтов в молодежной среде?

Призыв к насилию – это провокация! Провокация двоякого рода. Во-первых – это угроза психологическому благополучию личности. Человек живет в сложившейся системе представлений об окружающем мире, важной частью которых является его личная безопасность как базовая психологическая потребность. Любые призывы к насилию, тем более массовые, размещенные в привычной интернет-среде, вызывают шок и непонимание собственных возможностей в защите самого себя. Психологически сложно принять мысль о том, что привычная сфера интернет-общения превращается во враждебное пространство, тем более, что основанием враждебности является национальный признак, для человека неотъемлемый и присущий ему изначально. Во-вторых – это возникновение целого спектра негативных переживаний, начиная от несправедливости и неприятия такого рода информации и далее в возможном появлении чувства страха и подавленного эмоционального состояния.

Во всех этих случаях конфликт является реакцией личности на угрозу, и чем моложе человек, тем у него меньше опыта в критическом анализе информации. В молодежном возрасте бурное протекание конфликта является привычной нормой. Но в непривычных условиях, естественно, конфликты могут возникать чаще и протекать острее.

Какая целевая аудитория в большей степени подвержена подобным призывам?

В первую очередь, воспринимать призыв к насилию как руководство к действию склонна та часть молодежи, которая и до этого была психологически неблагополучна. Отсутствие четких жизненных целей, принятия и поддерживающего взаимодействия с ближайшим окружением, успешности в учебе и на внеурочных занятиях – вот признаки неблагополучия в молодежном возрасте. Наряду с этим, типичным возрастным стремлением является быть уважаемым (вернее даже – популярным), успешным и тем самым выделяться среди сверстников. Две эти возрастные тенденции делают молодежь уязвимой частью аудитории, склонной откликаться на такого рода призывы.

Есть ли научные исследования подтверждающие или опровергающие проявления реального физического насилия после призывов к насильственным действиям?

Такого рода анализ научных исследований мне неизвестен. Но я бы хотела обратить внимание на исследования, касающиеся «подражателей» насильственных, террористических актов, широко освещаемых в СМИ (расстрел в школе Колумбайн и подобные примеры насилия). Подробно и эмоционально-сочувственно освещаемый в СМИ («разрекламированный») акт насилия порождает «смещение» границ допустимого с моральной точки зрения. У психологически неблагополучного человека складывается представление о способе разрешения своих проблем и даже ожидание поддержки его действий со стороны незнакомых ему людей за счёт освещения в СМИ. Такое расширение границ дозволенного возможно и при массовых призывах к насилию.

Какие угрозы несет не регулируемый просмотр фото и видеоматериала насильственного характера в социальных сетях?

Отвечая на этот вопрос, я бы хотела сначала сказать о том, что такое социальные сети для молодежи. Если кратко, то это виртуальный мир, по своей значимости не уступающий миру реальному. Многочисленные социологические опросы показывают, что к возрасту 14 лет процент молодежи, использующей социальные сети достигает 87%. Они постоянно онлайн, а время их активности в социальных сетях свыше 8 часов в сутки. С возрастом показатели только увеличиваются. При такой погруженности в социальные сети вполне понятно, что массово тиражируемый контент оказывает влияние за счёт постоянного воспроизведения и резонанса, вызываемого в процессе обсуждения.

В силу своей профессии я, конечно, в первую очередь вижу угрозы, связанные с психологическим развитием личности в молодежном возрасте. Насилие (призывы к нему, демонстрация его и обсуждение) — деструктивный фактор для развития личности растущей и не имеющей опыта защиты от рекламируемого в интернете насилия.

Какие последствия могут ждать общество после подобного воздействия?

Отдаленные последствия прогнозировать сложно. Важно избежать негативных последствий на текущий момент. Надо понимать, что представления молодежи о мире, стране, окружении, в связи с происходящими событиями изменились. Эти изменения разделили сложившуюся систему представлений на «до» и «после». Как и взрослое население, так и молодежь, должны осознать происходящее, принять новые реалии социума, выстроить новую систему ценностей и отношений. Это непростая задача, даже в благоприятных условиях.

Я считаю возможным выделить два типа последствий. Благоприятные конструктивные последствия, которые наступят в ходе той психологической «работы», которую нужно осуществить подрастающему поколению, вернее, в случае её успешного выполнения. Это послужит мощным базисом для повышения психологической устойчивости личности, её самосовершенствования, осознания своих целей в жизни. Такого рода происходящие изменения, в том числе, способствуют развитию гражданской идентичности личности, пониманию своей принадлежности к российскому государству, развитию патриотизма как формы активного участия в жизни страны.

К неблагоприятным последствиям можно отнести повышение агрессивности, конфликтности как форм реагирования страха на изменившиеся условия жизни. Увеличение депрессивных состояний как формы отказа от принятия решений и осознания новых реалий бытия. По своей сути, перечисленные саморазрушающие личность и её гармоничное развитие тенденции присутствовали в молодежной выборке и до происходящих сейчас событий, но на сегодняшний день могут возрастать при отсутствии грамотной и своевременной психологической помощи.

Какие меры необходимо предпринять во избежание негативных последствий?

Я хотела бы в первую очередь охарактеризовать меры психологической помощи. На сегодняшний день в психологической науке и практике существует сложившаяся система оказания психологической помощи. Для рассматриваемой проблемы она также будет эффективной и стабилизирующей личностное развитие молодых. Во-первых – это психопрофилактика, как совокупность мероприятий по укреплению психологического здоровья личности: лекции и беседы, тренинги и мастер-классы, медиа-информирование и популяризация в СМИ. Во-вторых, психологическое консультирование, как инструмент психологического развития личности и поиска новых резервов развития. В-третьих, в особо трудных случаях – психокоррекция как психотерапевтическое воздействие на личность с целью исправления устойчивых деструктивных паттернов поведения, деятельности, общения.

Психологическую помощь сейчас нужно оказывать оперативно и с учетом возрастных особенностей молодежной аудитории. И, конечно же, важным является вопрос о расширении сферы деятельности психологических служб образовательных учреждений и города, необходимости в повышении квалификации работающих специалистов, в привлечении к совместной работе общественных и волонтерских организаций.