«Закамуфлированные религиозной терминологией экстремистские идеи могут восприниматься как выражение истинного содержания того или иного вероучения»

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Полунов о причинах возникновения конфликтов на этноконфессиональной почве и их связи с экстремистской идеологией.

В чем различия этноконфессиональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов?

В целом различие достаточно условное. Часто участники межэтнических конфликтов апеллируют к религии, которую рассматривают как неотъемлемую часть этнической идентичности, этнокультурного наследия. Религиозный фактор в этом случае может играть роль катализатора межэтнического конфликта. Религия может выступать и в качестве самостоятельного маркера, разделяющего участников противоборства. Тогда мы можем говорить о межконфессиональном конфликте или о таком конфликте, в котором конфессиональное начало служит важным разделяющим признаком. Разумеется, случаются столкновения и между единоверцами, принадлежащими к разным этническим группам. В этом случае речь идет о конфликтах межэтнического характера.

Каким образом провоцируются межконфессиональные конфликты? Кто в большей степени подвержен влиянию подобных провокаций?

В этнополитологии используется термин «этнические антрепренеры». Этим понятием обозначают общественных деятелей и политических лидеров, которые сознательно используют этнический фактор (а зачастую стимулируют его роль в обществе, разжигают этнические конфликты) для расширения своего политического влияния. По аналогии можно говорить о «религиозных антрепренерах», понимая под ним людей, сделавших религию орудием в общественной и политической борьбе. Немалая часть конфликтов на религиозной почве связана с действиями таких антрепренеров. Их деятельность облегчается тем, что религиозный фактор – очень мощное мобилизующее начало. Религия апеллирует к высшим ценностям и, как правило, тесно связана с наследием той или иной этнокультуры, традициями предков. Проповедь политизированной религии нередко находит отклик в силу недостаточно высокой религиозной грамотности значительной части населения. Некоторые идеи, экстремистские по сути, но искусно закамуфлированные религиозной терминологией, могут восприниматься как выражение истинного содержания того или иного вероучения. Наиболее восприимчивы к такого рода воздействию, как отмечалось выше, неофиты, люди, слабо знакомые с основами религиозного учения. Оказывает оно влияние и на этнически мобилизованные группы населения – людей, которых можно мотивировать лозунгами защиты этнокультурного наследия.

Как проблемы в этноконфессиональной среде связаны с возникновением экстремистской идеологии?

Любая религия в той или иной степени сталкивается с вызовами фундаментализма – стремлением к буквальному истолкованию тех или иных положений религиозной догматики, которое осуществляется под лозунгом возвращения к «истинному вероучению», «наследию предков». Это стремление может стать основой для развития экстремистских тенденций – настроений религиозной исключительности, попыток отделять себя от окружающего мира и противостоять ему. Задача религиозных лидеров и интеллектуалов – давать образец правильного толкования догматики, объяснять, каким образом сообщества верующих должны строить свои отношения с окружающим миром, как начала вероучения соотносятся с современностью, с происходящими в мире изменениями.

Какую роль играет религиозный фактор в формировании идеологии и развитии этноконфессиональных конфликтов?

Большинство традиционных религиозных объединений твердо выступает против разжигания конфликтов на этноконфессиональной почве, проводит линию на укрепление межконфессионального диалога, сотрудничества. Проблема заключается в том, что авторитету этих объединений нередко бросают вызов разного рода неформальные религиозные движения и группы, обвиняющие традиционные структуры в излишнем конформизме, стремлении идти на компромисс с государственной властью и окружающим «греховным» миром. Подобные действия, основываясь в некоторых случаях на критике реально существующих недостатков традиционных структур, могут создавать в то же время почву для конфликтов. В данном случае важно соблюсти баланс, не доводить ситуацию до противостояния.

Какие эффективные меры реализуются сейчас для предотвращения этноконфессиональных проблем в молодежной среде?

Заслуживает внимания опыт деятельности молодежных организаций и движений в рамках традиционных конфессий (в частности, православное молодежное движение), участие этих движений в развитии межконфессионального диалога. В целом перспективным представляется активизация деятельности общественных организаций этнокультурного профиля, ориентированных на молодежь и предполагающих масштабное участие представителей данной социальной группы в их начинаниях. Значительную роль должны сыграть и усилия экспертно-аналитических и образовательных структур, среди которых важное место занимают профильные Центры по профилактике экстремизма в молодежной среде.