Рост количества аспирантов в России и повышение эффективности образовательных программ третей ступени высшего образования за последние два года отметили авторы исследования, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Согласно приведенной динамике подготовки научно-педагогических кадров за последние 12 лет, отечественной системе образования удалось преодолеть негативную тенденцию по снижению количества аспирантов. Если с 2010 по 2019 годы число поступающих в аспирантуру с каждым годом снижалось, то начиная с 2020 года количество выпускников вузов, которые хотели бы связать свою жизнь с наукой, растет. Таким образом, аспирантура стала привлекательным жизненным шансом для большого количества россиян.
Так, в 2021 году на программы аспирантуры были приняты 28 тыс. человек —это на 12,4% больше, чем в 2019 году. Всего же в аспирантуре сегодня учится более 90 тыс. человек. Вместе с тем, как подчеркивают специалисты НИУ ВШЭ, до уровня 2010 года пока далеко, так как в то время численность аспирантов была в два раза больше.
Защита диссертаций
В то же время повышается эффективность аспирантуры. В 2021 году выпускниками третьего уровня высшего образования в России стали 14,3 тыс. человек, из них 10,5% защитили диссертации в период подготовки, что несколько выше показателя 2019 года (8,9%).
Успешнее обучаются молодые ученые в университетах, на долю которых приходится почти 90% аспирантов — 78 тыс. человек. В 2021 году 11% выпускников аспирантуры при вузах закончили обучение с защитой диссертации. В научно-исследовательских организациях, где учится около 12% аспирантов (11 тыс. человек), количество защит за два последних года, напротив, снизилось на 6 процентных пунктов и составило 7,3%. В организациях дополнительного профессионального образования, где проходят обучение 914 аспирантов (около 1% от общего количества), доля защит составила 10,4%. Таким образом, наблюдается закрепление ведущей роли вузов в подготовке научных и научно-педагогических кадров.
Взвешенный подход
За 12 лет повысился средний возраст аспирантов в России. Если в 2010 году половину обучающихся составляла молодежь до 25 лет, то теперь каждый второй аспирант — в возрасте от 25 до 29 лет, почти треть из них — старше 30 лет.
Международный интерес
Еще одна отмеченная тенденция — рост привлекательности российской аспирантуры среди иностранцев. В минувшем году около 14% обучающихся третьей ступени образования составляли иностранные граждане (с 2014 года по 2021 год их количество увеличилось вдвое, с 5,5 до 10,5 тыс. человек).
На фоне других стран Россия занимает шестое место по количеству обучающихся по программе МСКО 8 «Докторантура или ее эквивалент» в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО 2011). По этому показателю Россию опережают только США, Германия, Турция, Бразилия и Великобритания.
Поддержка аспирантов
С целью повышения результативности работы аспирантуры Минобрнауки России реализует мероприятия по переходу на новые модели таких образовательных программ. Так, с 1 сентября 2021 года введена новая концепция подготовки кадров в аспирантуре, нацеленная на усиление научной работы обучающихся и увеличение доли выпускников аспирантуры, завершающих обучение с защитой диссертаций.
В настоящее время основными инструментами поддержки аспирантов являются стипендии, в том числе повышенные стипендии Президента и Правительства РФ. Их назначают за особые достижения в учебе и научных исследованиях. Также существует поддержка через привлечение аспирантов в научные коллективы, которые выполняют проекты в рамках госзадания, и в форме различных грантов, в том числе предоставляемых фондами поддержки научной и научно-технической деятельности.
В продолжение работы по созданию целостной системы поддержки аспирантов, в том числе в начале карьерного пути, Минобрнауки России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разрабатывает мероприятия, направленные на поддержку аспирантов на весь срок обучения. Предлагается выплачивать стипендию Президента РФ на конкурсной основе для последующего проведения исследования под руководством ученого-наставника. Именно научный руководитель будет участвовать в определении стипендиатов.