220 лет назад было создано Министерство просвещения. За годы своего существования ведомство много раз меняло название, расширялись и менялись его функции. Неизменным оставалась верность своей миссии – быть на страже просвещения граждан.
Создание
8 сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения Российской империи, которое возглавил граф Петр Завадовский. К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры.
С 1803 года в подчинение ведомства перешла Императорская Академия наук. В 1810 году министерство взяло под свое управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.
5 ноября 1817 года Министерство народного просвещения было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ в единое Министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын.
В 1824 году было восстановлено Министерство народного просвещения, а вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод. Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший государственный секретарь Александр Шишков.
XX век
После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления.
15 марта 1946 года Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.
До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования и Госкомитет по профессионально-техническому образованию.
26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе Министерства просвещения и Госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР. 14 июля 1990 года оно было переименовано в Министерство образования РСФСР. Согласно указу, Министерство высшего и среднего специального образования было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (с 1991 года – Министерство науки, высшей школы и технической политики).
Российская Федерация
Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские Министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и Министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования).
9 марта 2004 года вместо Министерства образования было учреждено Министерство образования и науки Российской Федерации.
15 мая 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было расформировано – в результате появилось два отдельных министерства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Другие министерства
Также 8 сентября 1802 года на основании Манифеста Александра I «Об учреждении министерств» вместо существовавших ранее коллегий в России было образовано восемь министерств – военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел.
Каждое министерство получило «Наказ» (положение), которым определялись его задачи. Провозглашалось, что каждый министр будет иметь инструкцию, которая точно определит объем его полномочий. Все вопросы, превышавшие министерскую власть, разрешались императором на основании министерского доклада.
Структурные подразделения в министерствах строились по функциональному принципу. Они назывались экспедициями, впоследствии – департаментами. Координация деятельности министерств происходила в рамках Комитета министров, на заседаниях которого часто присутствовал и император Александр I.
В основание новой системы вместо прежнего коллегиального начала была положена единоличная власть и ответственность: министр один управлял своим ведомством при помощи канцелярии и подчиненных учреждений, он один и должен был отвечать за все упущения в министерстве.
Источник: Пресс-служба Минпросвещения России