Взаимосвязь эзотерической символики и экстремистской идеологии

Кандидат философских наук, Марина Бигнова о эзотерической символике, использовании ее деструктивными организациями и способах профилактики экстремизма

Что представляет из себя эзотерическая символика? Чем она отличается от других символов?

Эзотерические символы – это знаки, которые имеют традицию толкования в разных доктринах и религиях, как имеющие некий скрытый от непосвященных людей смысл. Эзотерика часто оперирует символами, которые принадлежат к обычным экзотерическим религиозным доктринам, наполняя их собственным смыслом. Эзотерические традиции часто бывают основаны на вероучении какой-то религии, утверждают себя как тайная доктрина, существующая внутри нее, некое тайное сакральное знание, доступное только истинным посвященным.

Эзотерическое учение всегда построено на трех элементах. Первое – наличие сверхчеловеческого источника знания, полученного сверхъестественным или магическим путем. Второе – это инициатический опыт, который необходим для любой эзотерической традиции. Инициация – это процесс посвящения в новое качество. Переход, например, от ребенка ко взрослому, от профана к посвященному. Как пример, можно привести посвящение в пионеры. Пионерия – это не эзотерическая организация, но там дается торжественная клятва пионера и надевается пионерский галстук. Это и есть инициатический опыт, посвящение в некую структуру или учение. Обряды инициации окружают нас в течении всей жизни, мы не всегда их осознаем, как инициацию. Например, свадебные обряды – это инициатический опыт, перемена статуса для невесты, который выражается в символической форме. И третье – это наличие символического языка. Символика характерна для любой человеческой деятельности, потому что наша культура передается через символы. Изучение символов и знаков – это очень интересная деятельность, этим занимается целая наука, которая называется семиотика или семиология. Создателем семиотики считается Чарльз Сандерс Пирс, который пытался сформировать особую науку, которую он определял как учение о природе основных разновидностей знаковых процессов.

Он говорил о трех типах знаков:

— иконические знаки, содержащие образ предмета. Рисунок телефона – это значок его обозначающий. Иконическими могут быть некоторые дорожные знаки, например, пешеходный переход.

— знаки индекса, прямо указывающие на предмет. Это крест на Библии, например, прямо обозначающий как ее религиозный характер, так и принадлежность к определенной конфессии.

— знаки-символы, обозначающие предмет произвольно, на основании концепции. Надкусанное яблоко – это знак-символ, который обозначает предмет, на основании общественной договоренности. Знаки немыслимы вне интерпретации. Любой знак, который мы считаем мистическим и эзотерическим может иметь и другое значение. Ну как слово ключ имеет несколько значений.

Вы коснулись темы пионерии. В последнее время мы часто слышим о необходимости ее возрождения. Как вы считаете, насколько это актуально сейчас и как это может помочь в воспитании патриотизма в молодежной среде?

Как человек, который был воспитан на текстах про пионеров героев, я понимаю, что это хороший способ. Любое объединение школьников или взрослых, связанное с положительными целями – это отлично. Вопрос в том, как это будет осуществляться. Если мы будем говорить о возрождении пионерии не просто как формы, а некоего социального института, обеспеченного, в том числе, и в кадровом отношении, тогда это прекрасная инициатива. Вопрос не в самой инициативе, а в способах и формах ее реализации.

Каковы главные причины популярности эзотерической символики у представителей деструктивных организаций?

Проблемы популярности эзотерических символов не существует. Это часть нашей культуры, которая окружает нас со всех сторон. Если мы откроем книгу по истории литературы, то обнаружим, что литература перенасыщена этими эзотерическими символами и сюжетами. Существует герменевтика – эта наука подразумевает умение читать тексты, с тем смыслом, который в них вложил автор. Часто бывает так, что современные интерпретаторы, интересующиеся, например, средневековым искусством, приписывают авторам сюжетов собственные идеи и мысли, которые никак не могли принадлежать их настоящему автору в силу незнания некоторых реалий современной жизни.

Интерпретация любого знака и символа находится в руках интерпретирующего, что порождает произвольные толкования. Если вы видите такие знаки как рыба, барашек, пастух, роза, вы можете подумать, что речь идет о какой-то эзотерике, но на самом деле это символы христианства. Любую символику можно использовать как во зло, так и на благо. Ее можно использовать для того, чтобы передавать различные культурные реминисценции, а можно использовать в целях разжигания ненависти. Часто, за разжигающую вражду символику, принимают вещь, которая к ней не имеет никакого отношения. Очень трудно интерпретировать знаки вне контекста. То, что может быть нормативным элементом в определенной ситуации, может оказаться ненормативным при других обстоятельствах. Поэтому, нельзя говорить о конкретной связи между любой экстремистской символикой и эзотерикой. Тем не менее, мы знаем, что экстремистские неонацистские, фашистские организации с большой любовью относятся к различным эзотерическим символам и часто используют их, обозначая свое присутствие.

Как используется такая символика в разжигании ненависти по национальному и религиозному признаку?

Она используется двояко. Прямое использование символики – наклейки, надписи, символизирующие определенные структуры. Они формируют ощущение сопричастности и позволяют заниматься пропагандой. Таким образом, осуществляется косвенное распространение экстремистских идей. Но можно говорить и о дополнительных следствиях – дискредитации власти. Мы часто слышим о растиражированных историях в СМИ, когда правоохранители обращают внимание на некоторые символы, например, изображение коловрата, который разные неоязыческие группы используют по-разному. Далеко не всегда он является признаком принадлежности к экстремистским группам. Но неграмотная экспертиза или ее отсутствие, приводят к тому, что возникают приговоры, основанные на неправильной интерпретации символов. Такие случаи широко тиражируются в СМИ и используются для доказательства враждебности государства к гражданам. А реальные приговоры, вынесенные лицам которые совершили преступления с использованием этой символики, никому не известны.

Сейчас в информационном поле ведется достаточно много споров по поводу знака «Z», который в какой-то степени стал символом спецоперации на территории Украины. По вашему мнению, этот символ имеет какое-то отношение к эзотерике?

Использование символов в пропагандистских целях, совершенно обычное явление для общества и приписывать им каким-то мистические свойства неправильно. Я знаю, что противники спецоперации, часто пытаются придать этому символу некие мистические свойства, сравнивают с нацистскими рунами, каббалистическими символами. Это голословные измышления, которые не имеют никакой доказательной базы и никакие исследования на эту тему не были проведены. Демонизировать символ Z и представлять его как скрытую демонстрацию намерений не профессионально. Это просто пропагандистские ходы.

Как следует вести себя преподавателю, если он увидит эзотерическую символику у кого-то из студентов?

Самое важное – не паниковать. Не факт, что человек, у которого присутствуют подобные символы в социальных сетях или на одежде, знает их истинное значение. Преподавателю необходимо поискать информацию об этом символе, и, если окажетсяю, что эта символика является экстремистской, тогда нужно выяснить почему студент ее использует. Выяснять нужно аккуратно. Необходимо поговорить с кем-то из группы. С теми, кто хорошо знает этого человека. Узнать чем он увлекается, есть ли какие-то изменения в его поведении, потому что любая символическая система всегда связана с сознанием и мироощущением субъекта. Например, если человек вступил в какую-то неоязыческую или исламисткую группировку, естественно он будет распространять их идеи в ближайшем окружении. Также нужно посмотреть его социальные сети, какие там посты.

Еще один диагностический метод – провести занятие, семинар, на котором нужно поговорить об образе будущего, истории страны, тогда вы посмотрите на его реакцию. Если он действительно принадлежит к какой-либо деструктивной организации, его реакция будет специфической. Он начнет возражать, доказывать свою позицию или вообще не будет принимать участия в дискуссии. Еще можно попросить приготовить письменную работу по данной символике. Попросить нужно не только его, а несколько человек. Эта письменная работа в группе не должна оглашаться, она делается как диагностическая. Вы за нее обязательно поставите оценку, но ваша цель понять понимает ли этот человек о чем идет речь.

Если это явная экстремистская символика с четким экстремистским подтекстом, относящаяся к запрещенным в Российской Федерации экстремистским организациям, вы должны обратиться в правоохранительные органы, т.к. существует уголовная статья за сокрытие этой информации. Если же вы затрудняетесь с интерпретацией символики, вы можете обратиться в Центр противодействия экстремизму МВД, они работают с такими вещами и смогут быстро предпринять определенные меры. Также можно найти экспертов по данной символике, мы как специалисты всегда готовы вам помочь.

Часто у многих моих коллег возникает сложная этическая дилемма. Обращения в правоохранительные органы в подобных ситуациях воспринимаются как предательство по отношению к своему ученику. Это неправильно, мы в первую очередь должны думать о последствиях. Если человек вступил в экстремистскую организацию, запрещенную на территории Российской Федерации, рано или поздно он все равно попадет в поле зрения правоохранительных органов. От вас зависит сколько вреда он успеет нанести себе и окружающим людям до того, как его поймают. Кроме того, существует вероятность осуществления определенных действий, в том числе террористического акта. Если этот человек совершит подобные действия, как вы себя будете чувствовать, понимая, что вы знали о его связи с террористической группировкой? Передавая информацию правоохранительным органам об этом человеке, вы поможете ему и людям, которые его окружают. При этом, мы должны четко понимать, что это человек со всеми правами, в том числе и правом на ошибку. Это ваш ученик, а не агент вражеской цивилизации. Попасть под влияние деструктивной идеологии очень легко, особенно в молодежной среде. Такая идеология предоставляет для молодежи два важных момента. Первое – простые и ясные ответы на вопросы. Второе – достаточно привлекательный образ будущего, в котором лично он обретает социальную значимость. За принятием такой идеологии всегда стоит страх одиночества. Мы должны помогать, а не ненавидеть. Помогать исправлять ошибки, а не наказывать.