9 сентября на площадке Международного лагеря «Доброволец-2022» прошла экспертная сессия, посвященная обсуждению вопроса религиозно мотивированного насилия.
Религиовед, специалист центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Татьяна Прокопенко попыталась популярно рассказать студентам-участникам лагеря о том, что же такое религиозно мотивированное насилие, какие существуют версии его происхождения и что можно почитать на эту тему на русском языке неспециалистам.
В этом материале мы попросили Татьяну зафиксировать основные тезисы ее выступления и, конечно, поделиться списком литературы для того, чтобы вы могли самостоятельно разобраться в вопросе, если такое желание возникнет.
Религиозно мотивированное насилие
Как и в любом разговоре, если мы хотим построить предметное обсуждение, то нам необходимо определиться с основными понятиями, составляющими рассматриваемую нами тему.
Мы можем взять определение одной из философских энциклопедий и сказать, что насилие — это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность [1] .
Одним из возможных мотивов совершения насилия может выступать декларируемая религиозная принадлежность актора. Таким образом, религиозно мотивированное насилие — это общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) на основании религиозных воззрений и (или) принадлежности к той или иной религиозной традиции, с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность.
[1] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Откуда взялось религиозно мотивированное насилие?
Существует несколько версий/взглядов исследователей на причину возникновения религиозно мотивированного насилия. Мы обратимся к тем версиям, с которыми легко можно ознакомиться более подробно, так как содержащие их работы переведены на русский язык.
Пойдем по порядку, то есть по дате выхода работ.
Версия Рене Жирара
Первая версия происхождения религиозно мотивированного насилия, которую мы рассмотрим, принадлежит французскому философу, антропологу и литературоведу Рене Жирару.
Тему религиозно мотивированного насилия Жирар затрагивает в нескольких работах. Прежде всего в работе «Насилие и священное» 1972 года, а также «Вещи, сокрытые от создания мира» 1978 года. Мы делаем больший акцент именно на второй работе, так как, она читается чуть легче, что немаловажно для неспециалистов, но при этом отражает основные идеи философа.
Мы не будем углубляться в его концепцию, для первого приближения достаточно знать, что:
● У людей есть желания;
● Люди не совсем владеют этими желаниями, они копируют их со своих авторитетов, таким образом подражая им (отсюда и основа концепции Жирара — миметическое желание (от греческого μίμησις — подражание, воспроизведение));
● Насилие является непосредственным результатом подражания (ведь получается, что человек хочет того же, что и его авторитет, а значит они становятся соперниками в борьбе за достижение желаемого);
● Некоторые конфликты приводят к кризису, который разрешается только путем насилия;
● Все время конфликтовать люди не могут в силу возможности взаимного истребления;
● Поэтому был изобретен механизм, с помощью которого можно управлять насилием. Согласно ему можно выбрать «меньшее зло», то есть направить насилие на не всегда виноватую (но зато не такую многочисленную как могло бы быть) жертву («козла отпущения» [1] ), а затем обожествить ее (миметическое напряжение снимается, и при этом от него страдает меньшее количество людей);
● Таким образом ключевыми образами религиозно мотивированного насилия становятся жертвоприношение и мученичество.
На самом деле тут стоит упомянуть, что после выхода указанных выше работ, взгляды Рене Жирара, конечно же, продолжили эволюционировать. Но нам важно зафиксироваться именно на этом моменте, так как далее многие авторы будут заимствовать у него именно эту часть концепции.
[1] В Ветхом Завете (Лев 16:10) описан ритуал, в ходе которого происходит символическое возложение грехов всего народа на козла, после чего он был отпущен в пустыню на смерть.
Версия Марка Юргенсмейера
Кто же позаимствовал идеи Рене Жерара? Например, американский религиовед и социолог Марк Юргенсмейер. Он наиболее известен своими исследованиями в области сравнительного религиоведения, глобальной религии и, что крайне важно для нас, религиозно мотивированного насилия. Работа Юргенсмейера «Ужас мой пошлю пред тобою», опубликованная в 2000 году, является одним из самых масштабных сравнительных исследований, посвященных религиозному терроризму.
Само название русского перевода книги, который вышел на основании уже четвертого издания оригинальной работы в 2022 году, является цитатой из Библии. Полная версия звучит следующим образом: «Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих» (Исх. 23:27). Оригинальное же название Terror in the Mind of God: The Global Rise of Religion Violence тоже является интересным, так как слово terror имеет сразу несколько значений в английском языке: собственно «террор», но также и «ужас».
Основная идея происхождения религиозно мотивированного насилия, по версии Юргенсмейера, состоит в том, что представители разных религий исходно имеют схожее представление о том, что вся человеческая история является борьбой добра со злом. В этой борьбе представители разных религий выступают на стороне добра, а в таком случае насилие не является
чем-то плохим, ведь оно представляет собой лишь инструмент в борьбе со злом. Указанное общее представление Юргенсмейер называет концепцией «космической войны», то есть вселенского противостояния космических сил, которые копируют земные конфликты. Именно в этой части автор ставит под сомнение теорию Рене Жирара. Юргенсмейер заявляет о том, что война является контекстом для жертвоприношений, а не наоборот.
Помимо прочего автор отмечает символическую природу религиозно мотивированного насилия. То есть он говорит о том, что человек, совершающий насилие по религиозным убеждениям, стремится нанести именно символический вред противнику, заставить его (зло) отступить, а не уничтожить всех его сторонников. Как раз по этой причине религиозно мотивированное насилие может осуществляться без кровавых жертв, но они практически неизбежны в ситуации, когда абстрактные силы зла становятся конкретными категориями людей.
Версия Паскаля Буайе
Автором третьей рассматриваемой нами версии происхождения религиозно мотивированного насилия является французский эволюционный психолог, социальный и культурный антрополог и один из видных представителей когнитивного религиоведения Паскаль Буайе. Он занимается изучением процессов познания, развития познания, эволюционной и межкультурной психологией, но для нас наиболее важны его труды по религиоведению.
В своей работе «Объясняя религию: Природа религиозного мышления», опубликованной в 2001 году, Буайе рассматривает различные концепции происхождения религии с точки зрения эволюционной психологии. Если говорить очень коротко и упрощенно, то его основная идея состоит в том, что религиозные представления являются результатом нарушений в незначительных деталях стандартных представлений об окружающем мире. Он называет такие нарушения «мнемоническим преимуществом» абсурдных идей, потому что они лучше запоминаются.
Вопрос происхождения религиозно мотивированного насилия Буайе затрагивает в восьмой главе «Откуда берутся религиозные доктрины, отчуждение и насилие». Несмотря на то, что автор в этой главе говорит преимущественно о фундаментализме, необходимо указать, что религиозное мотивированное насилие не всегда его сопровождает. То есть проявления фундаментализма могут быть, во-первых, не обязательно религиозно мотивированными, и во-вторых, не обязательно сопровождаться насилием.
Буайе начинает с того, что для людей важно иметь групповую идентичность, то есть помещать себя в какую-либо социальную группу и демонстрировать принадлежность к ней, в ситуации, когда демонстрация этой идентичности предполагает какие-либо преимущества. Для того, чтобы было удобно отделять своих от чужих, людям необходимы некие опознавательные маркеры, которые будет трудно подделать. Одним из таких маркеров может выступать религия, имеющая четкую доктрину и способная наказывать отступников. Такая религия является ресурсозатратной и требует от своих приверженцев четкого соблюдение социальных норм. На этом основании она может обеспечивать общую самоидентификацию и тогда религиозные нормы и практики могут использоваться как ее (идентификации) индикаторы.
Но зачем одной группе, образованной по общности религиозных представлений, причинять вред другой? Отвечая на этот вопрос, автор как раз и описывает разные версии происхождения религиозно мотивированного насилия.
Согласно первой версии, все дело в самой религии. В таком случае фундаментализм представляет собой крайнюю форму проявления приверженности к той или иной религии. То есть люди верны своим убеждениям так сильно, что готовы совершить ради них насилие над другой группой, которое для членов их группы будет, конечно же, не насилием, а проявлением героизма.
Вторая версия, абсолютно противоположная первой, состоит в том, что религия вообще ни при чем. В этом случае фундаментализм является лишь способом достижения власти одной группы над другой.
Третья же версия, которой придерживается сам Буайе, заключается в том, что фундаментализм на самом деле не направлен на другую группу, он направлен внутрь самой группы. Яркие, публичные проявления насилия над другими группами показывают, что цена выхода из своей группы является очень большой, и поэтому из нее лучше не выходить.
То есть для Буайе фундаментализм является ни крайним проявлением религиозной приверженности, ни политическим инструментом, а лишь попыткой сохранить целостность группы, необходимую для ее выживания.
Версия Скота Атрана
Предпоследняя версия происхождения религиозно мотивированного насилия, которую мы рассмотрим, принадлежит французскому и американскому антропологу Скоту Атрану. Он больше трёх с половиной десятилетий посвятил полевым исследованиям на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, целью которых было создание новых теоретических и практических рамок для переговоров и сотрудничества. Полученные результаты он опубликовал в книге «Разговаривая с врагом» в 2010 году.
Согласно Атрану религиозно мотивированное насилие является продолжением эволюционного стремления людей к охоте. Человеческие группы, деление на которые в том числе обусловлено биологически, выступают в этом процессе и в роли жертв, и в роли хищников.
Основаниями деления на группы являются бинарные оппозиции (например, добро и зло, как это было у Юргенсмейера), самой популярной из которых является «мы и они». Религиозная принадлежность в этом случае может выступать как один из критериев деления.
Допустим, что люди поделились на группы в зависимости от своей религиозной принадлежности. Также допустим, что возникла ситуация, в которой две группы конкурируют между собой и не могут найти никакого другого выхода из этого конфликта, кроме как применение насилия. Но, в таком случае, как же быть с тем, что во многих религиях насилие над другим человеком табуируется? Атран говорит о том, что такое насилие, как например война, являлось одним из в высшей степени нравственных актов, на протяжении истории. Защита своей группы, через насилие над другой, часто сопровождается расчеловечиванием врага. То есть здесь опять появляются бинарные оппозиции, которые говорят о том, что мы (наша группа) хорошие, а они (чужая группа) плохие. И поэтому мы проявляем насилие не к другим людям, а к врагам.
В конце Атран приходит к неутешительному выводу о том, что проявление насилия свойственны человеку как виду, поводы для него всегда найдутся и единственное, что мы можем с этим сделать, так это найти способ уменьшить их влияние.
Версия Карен Армстронг
Последняя версия происхождения религиозно мотивированного насилия, которую мы обсудим, принадлежит британской публицистке, философу и религиоведу Карен Армстронг. Она, так же, как и Юргенсмейер, получила широкую известность за счет своих работ в области сравнительного религиоведения. Но в отличие от него, да и от всех упомянутых авторов, она в своем прошлом являлась послушницей католического монастыря. Позже Армстронг оставила постриг, получила степень доктора философии, но все-таки мы не можем исключать тот факт, что автор как минимум симпатизирует религии. Нам кажется важным сделать акцент на этом моменте, так как, в частности им может объясняться сама концепция Армстронг.
Для обоснование своей версии Армстронг приводит большое количество примеров, с которыми можно ознакомиться в ее работе, но ее главная мысль состоит в том, что в религиозно мотивированном насилии нет ничего религиозного. Автор считает, что насильственные действия совершаются по политическим, а не по религиозным причинам. Религия выступает исключительно как приманка и прикрытие для решения политических вопросов, а не как мотив совершения насилия.
Таким образом мы с вами успешно разобрали 5 разных,
в чем-то похожих, а в чем-то прямо противоречащих концепций происхождения религиозно мотивированного насилия.
Какая из них вам понравилась/показалась более правдоподобной?
Проголосуйте здесь: https://forms.gle/tmbUCVrY8jzaxddW9
Каждую из указанных концепций вы можете изучить более обстоятельно, прочитав указанные в этом материале работы, а для более глубокого погружения в тему прилагаем небольшую дополнительную рекомендацию:
1. Жирар Р. Насилие и священное.
2. Фриц Граф. НАСИЛИЕ / Пер. с англ. И.С. Анофриев https://religious-life.ru/2014/01/frits-graf-nasilie/
3. Марк Юргенсмейер. НЕНАСИЛИЕ / Пер. с англ. И.С. Анофриев https://religious-life.ru/2014/04/mark-yurgensmayer-nenasilie-anofriev/