Экстремистская деятельность в сети Интернет

На экспертной сессии «Экстремистская деятельность в сети Интернет» были рассмотрены следующие вопросы:

— Понятие информационного экстремизма, общие и специфические параметры
— Методы экстремистского воздействия
— Виды вербовочной экстремистской деятельности в сети Интернет
— Основные технологии воздействия на общественное сознание через Интернет-контент.

Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой — компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей.

В настоящее время информационное пространство сети Интернет используют различные экстремистские и террористические организации, радикально настроенные группировки с целью вербовки молодежи для претворения в жизнь идеологии экстремистской направленности.

Данный вид экстремизма определяется как информационный экстремизм.

Среди методов экстремистского воздействия в сети Интернет выделяют:
— целенаправленное дезинформирование и пропагандистское воздействие на массовое сознание населения;
— целенаправленное дезинформирование и адресное пропагандистское воздействие на индивидуальное и групповое сознание людей;
— психофизиологическое информационное — скрытое насильственное воздействие на психику человека.

В сети Интернет используются три вида вербовочной экстремистской деятельности:
1. Официальные сайты экстремистских организаций, на которых опубликованы аудио-, видео- и текстовые материалы;
2. Социальные сети, блоги, форумы, через которые распространяются экстремистские материалы, и инициируется их обсуждение;
3. Чаты, Интернет-сообщества, где обсуждаются, планирование и координация будущих экстремистских акций в скрытом режиме.

Основные технологии воздействия на общественное сознание через Интернет-контент:
— Манипулирование с истинной информацией;
— Тенденциозный подбор тем и материалов;
— Эмоциональное комментирование, представление происходящего;
— Технология влияния на деформацию архетипических образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха;
— Использование контентов как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации;
— Технологии манипуляции с опросами общественного мнения;
— «Эффект CNN» (тенденциозное представление информации);
— Эксплуатация всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно-психологический климат в обществе;
— Использование контентов как инструмента непосредственного доведения до общества и отдельных личностей угроз, ультиматумов, «импульсов» диктата и устрашения.

Автор: Екатерина Мельничук