Казус Разина. Эксперты о самосожжении удмуртского ученого в Ижевске

10 сентября 2019 года в Ижевске около здания Госсовета Удмуртии, незадолго до начала XVI сессии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва, Альберт Разин совершил акт самосожжения. Разину было 79 лет. Он был кандидатом философских наук, доцентом, заслуженным деятелем науки Удмуртской Республики, а также активным участником удмуртского национально-культурного движения «Удмурт Кенеш» и клуба ученых «Тодосчи».

В связи с вызванным трагедией резонансом и ее выходом на федеральный уровень посредством социальных сетей и СМИ, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ было проведено интервьюирование экспертов с целью выяснения возможных причин происшествия, а также выявления возможных мер по предупреждению и предотвращению подобных случаев в будущем.

Известно, что во вторник утром 10 сентября, Альберт Разин вышел на одиночный пикет с плакатами «И если завтра мой родной язык исчезнет, то я готов сегодня умереть» (автор строк — Расул Гамзатов) и «Есть ли у меня отечество?». В интервью новостному порталу регионов Поволжья «Idel.Реалии» несколько участников «Удмурт Кенеш» рассказали подробности трагедии.

По словам активиста удмуртского национального движения Петра Тимошкина, который присутствовал при акте самосожжения, Разин никому не рассказал о своих намерениях, более того никто не подозревал, что он на это способен.

«Он никогда не говорил об этом, но, видимо, готовился. Человек он некурящий, а взял с собой спички, бензин. Он ведь кандидат философских наук, бывший преподаватель УдГУ. В последние годы проводил конференции по удмуртскому языку и обычаям»

Активист «Удмурт Кинеш» Илья Викторов

Погибший рассказал своим знакомым, которых приглашал на пикет, что он хочет разнести по кабинетам Госсовета открытое письмо, которое он написал правительству. Добавим, что Разин действительно неоднократно обращался с письмами к правительству. В них он призывал к оформлению въезда в столицу республики названием на удмуртском языке, объявления остановок на русском и удмуртском языках, использовать национальные орнаменты в архитектуре, выступал против безработицы, а также затрагивал тему экологии региона. Однако, по сообщениям СМИ, «конструктивных ответов не получал».

В целом же национально-культурное объединение «Удмурт Кинеш», активным участником которого был Альберт Разин, не является радикальным объединением, а в соответствии целями и задачами, прописанными в уставе организации, участвует в организации различных мероприятий по развитию удмуртской национальной культуры. В частности, организует конференции, конкурсы, национальные премии, участвует в мероприятиях, организуемых республиканскими властями.

Активисты, принявшие приглашение Разина поучаствовать в пикете и ставшие невольными свидетелями самосожжения ученого, рассказали, что он приехал с опозданием, действительно провел пикет. Более того, когда депутаты стали подходить к началу сессии, многие знали Разина, «были и те, кто остановился, поздоровался с ним. Полицейские к нему не подходили».

Пикет проходил спокойно. Приглашенные оставались в стороне. По их рассказам, они сменили Разина на некоторое время, когда он попросил отойти к машине для того, чтобы отдохнуть. Трагедия случилась после его возвращения из машины, примерно после 10 утра.

Свидетели назвали ужасом то, что происходило на их глазах. Все, кто находился на месте трагедии, снимали горящего Разина на видео и только один человек догадался вызвать скорую и пожарных. По словам очевидцев, Альберт Разин не издал ни звука, а на распространенном в Сети видео слышно только как потрескивает огонь.

Горящего Альберта Разина смогли потушить только прибывшие пожарные. Он был доставлен в Первую Республиканскую больницу в критическом состоянии (у него было поражено почти 100% тела), где спустя несколько часов скончался.

Трагедия в Ижевске всколыхнула общественность, СМИ и власти.

Историк, этнолог, социальный антрополог Валерий Тишков написал о трагедии:

«Есть конкуренция между государственным языком и миноритарными, и последние не всегда ее выдерживают…. Эти перекосы частично были исправлены два года назад — сняты предписания для обязательного изучения титульных языков в республиках. Одновременно были созданы новые возможности для их преподавания и поддержки: специальный фонд, программы, пособия, медиатрансляции. Это послужило мощным стимулом убедить людей, что помимо русского хорошо бы изучить еще язык своей культуры. Знание двух, трех, четырех языков обогащает человека. Но это не повод для радикальных кампаний и действий, которые порой исходят не от властей, а от этнонациональных движений. И совсем не повод расставаться с жизнью. О таких трагедиях можно только сожалеть»

Валерий Тишков

Действительно, на проблему национальных языков можно смотреть с разных сторон, что и происходит сегодня в обществе повсеместно. О проблеме удмуртского языка рассказал историк и журналист Денис Сахарных, много лет изучавший вопросы сохранения и развития удмуртского языка. Он объяснил, что согласно «Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, удмуртскому присвоен статус definitely endangered («определённо угрожаемого», находящегося под угрозой).

«По критериям составителей Атласа, находящийся под угрозой язык — это такой язык, который дети дома уже не учат как родной. Более точный смысл этого определения таков, что угроза языку состоит не только в том, что сфера его употребления является ограниченной (например, кругом семьи, родственников, сослуживцев, жителей сельской местности и т.п.) — в этом случае язык отнесли бы к более благополучной группе «уязвимых» (vulnerable), — но и в том, что значительная доля детей в семьях носителей языка воспитывается уже на другом языке»
Денис Сахарных
историк и журналист

Эксперт также объяснил, что языковая проблема существует в контексте ее интерпретации, однако о вымирании удмуртского языка говорить не приходится.

«Проблема у удмуртского языка действительно существует, и вопрос заключается в том, как интерпретировать её с точки зрения социологии. На оценку ситуации социологами обычно сильно влияют данные переписей населения, в соответствии с которыми от десятилетия к десятилетию падает как численность лиц, назвавших себя удмуртами (552 тыс. в 2010 г. против 637 тыс. в 2002 г.), так и количество тех, кто указал на своё владение удмуртским языком (324338 в 2010 г. против 463837 в 2002 г.), а также и соотношение этих двух показателей. Насколько корректным является прямолинейная интерпретация такого падения как прогрессирующей ассимиляции — это отдельный вопрос (скорее, речь идёт о том, что респонденты постепенно отходят от советской практики определения этнической принадлежности и родного языка «по паспорту» и подходят к вопросу, всё в большей степени ориентируясь на реальное своё самосознание и уровень владения языком), но, тем не менее, количество удмуртофонов, конечно, не растёт, и популярности удмуртскому языку не добавляют даже открывшиеся широкие возможности компьютерной коммуникации»
Денис Сахарных
историк и журналист

При этом Денис Сахарных отметил, что нельзя говорить о «вымирании» удмуртского языка в связи с тем, что он не только сохраняет достаточно широкое распространение в Удмуртии и в прилегающих районах соседних регионов, но и имеет развитую письменную форму и пользуется государственной поддержкой.

«Степень этой поддержки далеко не всегда может считаться достаточной, но нет и оснований приписывать проблемы удмуртского языка злой воле некой третьей стороны (государства, республики, отдельных политиков, «русских» и т.п.). Гораздо большее влияние на процессы имеет общее проблемное состояние культуры, науки и образования в России, куда более остро ощущаемое в бедной «провинции», нежели чем в крупнейших городах или «богатых» регионах»
Денис Сахарных
историк и журналист

Однако несмотря на то, что представители власти, в частности ‒ представитель казанского Кремля Лилия Галимова, призвали не спекулировать на самосожжении удмуртского ученого, в социальных сетях можно встретить достаточно недвусмысленные призывы. Самосожжение Альберта Разина называют «мученической смертью» и требуют «объявления республиканского траура» в связи с его смертью.

«Требуем объявления республиканского траура в связи с гибелью удмуртского ученого, философа, активиста, хранителя удмуртской религии Альберта Разина. Альберт Разин своей мученической смертью призвал всю Россию и весь мир обратить внимание на катастрофическое положение удмуртского языка и принять меры по его спасению, создать в республике условия для его защиты и передачи. Общество Республики должно показать свое единство и готовность слышать потребности удмуртов, осознать стремление удмуртского народа спасти свой язык и поддержать его в этом начинании»

Группа «ВКонтакте» «УДМУРТЛЫК»

Подобного рода призывы подталкивают к логичным вопросам о том, какое продолжение может иметь случившаяся трагедия и не может ли вызвать волну инцидентов подобного рода. С этим вопросом мы обратились к экспертам, однако, по их словам, этот случай скорее из ряда вон выходящий и однозначно не массовый. Так, кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков выразил уверенность в том, что в данном случае беспокоиться необходимо не о массовой реакции, а о причинах данного конкретного поступка.

«Тут можно вспомнить единичные акты сожжения, которые проводились буддистскими монахами в нескольких странах, но они были или индивидуальны, или организованы небольшими группами, самоорганизованны, но, чтобы оно потом поднимало массовый характер, такого никогда не было. То есть по этому поводу беспокоиться абсолютно не надо. А вот беспокоиться по поводу того, что человек, как человек именно, нашел это единственным способом, чтобы доказать свое право говорить на родном языке, и чтобы потомки тоже имели такую возможность — вот это уже вопрос совершенно не религиоведческий, а политический. Очень печально, что Альберт Разин таким образом покончил с собой. Но надо постараться понять, что он хотел»
Алексей Гайдуков
доцент кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, президент Ассоциации экспертов, научных работников и специалистов «Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»

В свою очередь доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Давыдов добавил, что коллективное самосожжение, связанное с определенным протестом свойственно прошлому и сегодня, в силу современного уклада, возобновить свои начала просто не сможет.

«В массовую – нет, не может, т.к. коллективный психоз – для секулярной культуры явление крайне редкое. Самосожжение – это всегда очень страшно и больно, бесповоротно и неизлечимо (человек, получивший ожоги 80–90% поверхности тела, впадет в кому и все равно погибнет). И романтизировать суицид, в том числе огненный, как это сделано, например, в экранизации романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны», ни в коем случае нельзя. К сожалению, коллективные самоубийства известны истории. Пример – самосожжения старообрядцев в эпоху никонианских и петровских реформ. Но патриархальный уклад того времени предполагал беспрекословное повиновение старшим. В современной Японии зафиксированы случаи коллективных самоубийств в среде школьно-студенческой молодежи (в основном, отравление выхлопными газами). Но вот эти последние случаи нельзя считать ритуальными самоубийствами, и они не имеют политической подоплеки. Эти молодые люди никаких требований японскому правительству не адресовали. Они просто сами себя считали виновными в собственных неуспехах в учебе или карьерном росте, и прощались с жизнью, чтобы искупить ущерб, нанесенный, как они полагали, репутации их семьи, школы или компании»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Отметим, что некоторые СМИ сразу после происшествия, кроме всего прочего обращали внимание на то, что погибший Альбер Разин был язычником, и акт самосожжения мог быть ритуалом Типшар, распространенный среди чувашей и удмуртов. Типшар ‒ это форма традиционного самоубийства путём самоповешения или самосожжения с целью отмщения врагу или указания на собственную невиновность. В СМИ открыто говорилось о том, что совершенное Разиным самосожжение могло быть именно этим ритуалом. Некоторый религиозный подтекст в трагедии увидел кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков. Кроме того, по его словам, трагедия вызвала неоднозначную реакцию среди язычников.

«Религиозный подтекст я здесь вижу. Во всяком случае, самопожертвование ради идеи — вполне религиозный поступок. И в контексте язычества, вот именно того, удмуртского язычества, это вполне возможный поступок, но единичный. Язычники в России сейчас этот вопрос обсуждают и, в частности, в этих обсуждениях в сети интернет чаще встречается вопрос: зачем надо было это делать, если живой человек может сделать гораздо больше. Это позиция одних. Позиция других, что лучше умереть в этом возрасте и в осознанном состоянии, чем дожидаться пока органы будут отключаться по очереди. В любом случае, событие потрясло всех. Но, думаю, уже через неделю о нем никто не будет вспоминать, к сожалению»
Алексей Гайдуков
доцент кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, президент Ассоциации экспертов, научных работников и специалистов «Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»

Кроме того, Алексей Гайдуков обратил внимание на то, что ритуальное самоубийство для России не является чем-то новым, в той связи, что подобные случаи уже были зафиксированы в последние годы.

«Из того, что я слышал, многие говорят, что ему было 79 лет, кто-то упоминает, что он язычник, кто-то упоминает, что [он] продолжатель традиций и, в общем, человек, отстаивающий свои этнические и культурные интересы. Тут сошлось очень много разных признаков. Но стоит вспомнить, что у удмуртов есть такой неожиданный для русского менталитета обряд, как типшар (ритуальное самоубийство). Российских чиновников всегда удивляло еще в имперский период, что, если вдруг два удмурта поссорились, один мог в знак мести, будучи оскорбленным, прийти и удавиться у него на крыльце. Более того, для современности это тоже не закрытая тема. Год назад были флешмобы, посвященные этому ритуалу, когда минимум два человека, выражая протест, в частности против политических вопросов, совершили самоутопление. Прыгнули в Волгу с камнем на шее. Там все было именно символично, поэтому в контексте местной культуры можно, конечно, предположить, что была инсценирована именно эта традиция. Но я бы советовал учитывать еще и возраст, и включенность именно в борьбу за этнические права»
Алексей Гайдуков
доцент кафедры истории религий и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, президент Ассоциации экспертов, научных работников и специалистов «Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»

Однако, по словам доктора философских наук, доцента кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ивана Давыдова трагедия носит исключительно культурно-политический контекст.

«Никаких религиозных лозунгов А. Разин не выдвигал. Так что религиозным можно считать, – но не более чем в порядке рабочей гипотезы, – сам акт самосожжения. Во многих религиях огонь почитается как чистая стихия, предание тела огню может восприниматься как символ восхождения на новый уровень бытия. Достаточно вспомнить индо-европейский контекст. Известны случаи самосожжения буддийских лам. Обычно в религиях не поощряются самоубийства, так что такие акты носят, скорее, экстраординарный характер. Даже знаменитые сэппуку (харакири) японских самураев, вне зависимости от того, исповедовали ли они буддизм, синтоизм, тэнноизм или какие-то иные религии, продиктован не столько религией, сколько кодексом бусидо, т.е. поведенческими стереотипами армейского этикета, инкорпорированного в общекультурный фон страны Восходящего солнца»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Кроме того, историк и журналист Денис Сахарных добавил, что удмуртское язычество было актуальным вопросом в конце прошлого века, однако на сегодня массовости и веса в обществе данное направление не имеет.

«Подавляющее большинство верующих удмуртов — православные христиане. К сожалению, нет статистики, фиксирующей вовлеченность удмуртов в деятельность протестантских объединений различных направлений, но в любом случае протестантизм пока не стал сколько-нибудь заметным фактором в культурной жизни удмуртов. Тема удмуртского «язычества» как религиозной альтернативы православию активно муссировалась в 90-е годы национальной интеллигенцией и даже пользовалась поддержкой властей республики. Реального веса «язычество» (если понимать под этим не вполне корректным термином исповедование комплекса сохранённых или возрождённых народно-религиозных представлений при чётком дистанцировании от иных религий, сознательно воспринимаемых как неприемлемая альтернатива этим представлениям) в удмуртском обществе не имеет»
Денис Сахарных
историк и журналист

Добавим, что версию об отсутствии религиозного контекста также может подтвердить и тот факт, что на сегодня существуют зарегистрированные факты самосожжения именно как разновидности протеста. Так, например, в тот же день, 10 сентября, но только в Иране, умерла футбольная болельщица, которая совершила акт самосожжения. Сахар Ходайари таким образом выразила протест против дискриминации женщин на стадионе. Она была арестована в марте 2019 года при попытке пройти на стадион, где начинался футбольный матч (запрет на посещение женщинами стадионов, где соревнуются мужчины, существует в Иране с 1981 года). После полугода ожидания рассмотрения дела в суде, она приехала на заседание, которое было отложено, и услышала, что ей грозит от полугода до двух лет лишения свободы. Ходайари вышла на площадь перед судом и подожгла себя. Таким образом, мы видим, что акт, совершенный Альбертом Разиным, требует отдельного рассмотрения, потому что однозначно говорить о его причинах совершенно невозможно из-за множества нюансов и вводных. Так, например, одной из возможных причин радикального решения могла стать депрессия. Такую версию выдвинул доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Давыдов.

«Мне известно только то, что пишут СМИ. Лично с Альбертом Разиным я не был знаком, с его творческим наследием – тоже. Когда я, – в силу ряда причин, – занимался суицидологией (разделом психологии, в котором изучаются различные суицидальные аспекты), то уяснил, что радикальный шаг, помимо прочего, может быть детерминирован глубокой депрессией. Конечно, только врач-психиатр имеет право ставить окончательный диагноз, например, страдал ли тот или иной пациент, скажем, маниакально-депрессивным психозом, и в какой форме. Депрессия может протекать незаметно для внешнего наблюдателя, т.е. близкие могут даже и не подозревать о том, что реально творится у человека на душе. Депрессия, в свою очередь, может быть вызвана усталостью от несправедливой жизни; разочарованием; убежденностью в собственной правоте, к которой социум остается глух; «черной меланхолией», подробно описанной Юлией Кристевой, и т.п. Суицид в юном возрасте может свидетельствовать об инфантильности (психической незрелости), порывистости темперамента. Но в столь преклонном возрасте – на пороге 80-летия, это, – вероятнее всего, обдуманный шаг (но не нужно забывать, что одно дело – думать, а другое – выполнять задуманное)»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Кроме того, по словам историка и журналиста Дениса Сахарных, для Ижевска сам инцидент является единичным.

«Этот случай — совершенно из ряда вон выходящий. В Ижевске никогда не происходили подобные инциденты»
Денис Сахарных
историк и журналист

Однако, несмотря на то, что история уже начинает уходить из новостной повестки, некоторые вопросы остаются открытыми. В частности, это выявление причин происшествия, а также вопрос профилактики для предупреждения и предотвращения подобных инцидентов. Отметим, что, по мнению экспертов на сегодня существуют механизмы, которые могут минимизировать риски повторения трагедии, а также меры по раннему выявлению категории и отдельных людей, склонных к подобным поступкам. Вопрос только в том насколько данные меры будут реализованы, и в какое время.

Так, по мнению историка и журналиста Дениса Сахарных, минимальная реакция на случившееся должна быть реализована самим обществом.

«Самоубийство или даже угроза самоубийством — это ужасный, аморальный акт, и было бы хорошо, если бы лидеры общественного мнения Удмуртии пришли к явному и гласному консенсусу по этому поводу»
Денис Сахарных
историк и журналист

В свою очередь доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Давыдов, выразил уверенность, что только комплексные меры, реализованные на индивидуальном и общественном уровнях, могут решить проблему и минимизировать дальнейшие риски.

«Во-первых, разъяснительная работа с детьми и молодежью в семье и школе. Она не должна быть «топорной», это только отпугнет слушателей. Разработаны тестовые методики выявления суицидальных наклонностей на ранней стадии, их купирования (не обязательно медикаментозного). В каждом учебном заведении, предприятии, общественной организации желательно организовать дежурство психолога, который будет следить за здоровым общественным климатом. С контингентом, попавшим в «зону риска», должны работать профессиональные психологи-суицидологи»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Эксперт обратил внимание, что подобная работа уже проводится на уровне крупных корпораций. Однако такая работа не единственное верное решение.

«Во-вторых, можно набирать группы волонтеров, молодых и энергичных людей с активной гражданской позицией, которые будут заниматься социальной поддержкой нуждающихся. А нуждаться человек может как в куске хлеба, так и во внимательном отношении к себе. Склонные к депрессии люди обычно одиноки и ждут от общества участия, теплого слова»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

По словам эксперта, существующие сегодня кол-центры абсолютно не решают имеющуюся проблему, так как невозможно дистанционно оказать очное участие (сопричастность) к переживаниям человека.

«В-третьих, нужно вести просветительскую работу среди чиновников. Организовывать курсы повышения квалификации в зависимости от специализации госслужащих. Это могут быть и религиоведческие лекции, и лекции по психологии, суицидологии, геронтологии (особенно в областях, где наблюдается постарение населения из-за демографического кризиса), краеведению. И все эти курсы не должны быть формальной процедурой для «галочки», иначе ситуацию с презрительным равнодушием к людским бедам исправить не удастся»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Отметим, что в рамках работы по профилактике экстремизма в молодежной среде Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ проводится работа по данному направлению.

«В-четвертых, нельзя забывать об отработке навыков взаимопомощи в экстренных ситуациях на уроках физкультуры. Да, в школе есть уроки ОБЖ, но многие ли граждане способны применить теоретические знания в стрессовой ситуации?»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Эксперт обратил внимание на то, что случай с Альбертом Разиными показывает как раз то, что практически никто теоретические навыки на практике применить не может, так как по сообщениям очевидцев из нескольких присутствующих человек только один вызвал помощь. Остальные не смогли никак помочь горящему ученому.

«Под рукой не нашлось огнетушителя? Но ведь кругом были припаркованы машины, а по правилам техники безопасности в каждом (!) автомобиле должен быть огнетушитель. Почему им не воспользовались? Почему не постарались опрокинуть любым длинным шестом (например, черенком от дворницкой метлы, штоком от кафешного зонтика) горящее тело на газон и сбить пламя песком или грунтом? Вопросов, увы, больше, чем ответов»
Иван Давыдов
доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Действительно в случившейся 10 сентября трагедии, даже несмотря на прошествии нескольких дней, вопросов остается больше, чем ответов.

12 сентября 2019 года в государственном Национальном театре Удмуртии прошла церемония прощания с Альбертом Разиным, удмуртским ученым-философом, погибшем после акта самосожжения в Ижевске. Почтить память пришли более 200 человек, включая министра культуры Владимира Соловьева, председателя гордумы Олега Гарина и активистов национально-культурного движения «Удмурт Кинеш». Также известно, что Альберт Разин оставил у себя дома предсмертную записку, в которой завещал развеять его прах на родине, в деревне Кузюмово Алнашского района.

Следствие в Удмуртской республике возбудило уголовное дело по факту самосожжения Альберта Разина, а 13го сентября СМИ сообщили, что международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) призвала Москву решить «застарелые проблемы», с которыми сталкиваются этнические и языковые меньшинства в стране.

Хотелось бы думать, что трагедия не забудется, а специалисты смогут ответить если не на все, то на большую часть вопросов, которые вызваны радикальным действием удмуртского ученого.

Автор: Марина Малафеева

Источники:

«Огнетушитель найти не смогли. И все стоят с камерами и снимают»

https://www.idelreal.org/a/30156548.html

В Ижевске прощаются с удмуртским ученым Альбертом Разиным

https://www.idelreal.org/a/30160331.html

В казанском Кремле призвали не спекулировать на теме самосожжения удмуртского ученого

https://www.business-gazeta.ru/news/438524

Получивший ожоги в Ижевске ученый умер в больнице

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d77a38c9a7947375024693d

Активист традиционной веры Удмуртии сжег себя в Ижевске

https://tradition.foundation/092019/samososzhenie_v_udmurtii/

В Ижевске умер совершивший попытку самосожжения ученый

https://liport.ru/novosti-na-segodnya/340988-v-izhevske-umer-sovershivshiy-popytku-samosozhzheniya-uchenyy.html

Народ не умирает с языком

https://iz.ru/920557/valerii-tishkov/narod-ne-umiraet-s-iazykom

В Иране футбольная болельщица совершила самосожжение

https://www.svoboda.org/a/30157260.html

После самосожжения удмуртского ученого Россию призвали пересмотреть языковую политику

https://rus.azattyq.org/a/30162163.html

Уголовное дело возбудили в Ижевске по факту самосожжения удмуртского ученого

https://izhevsk.mk.ru/incident/2019/09/11/ugolovnoe-delo-vozbudili-v-izhevske-po-faktu-samosozhzheniya-udmurtskogo-uchenogo.html