10 сентября 2019 года в Ижевске около здания Госсовета Удмуртии, незадолго до начала XVI сессии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва, Альберт Разин совершил акт самосожжения. Разину было 79 лет. Он был кандидатом философских наук, доцентом, заслуженным деятелем науки Удмуртской Республики, а также активным участником удмуртского национально-культурного движения «Удмурт Кенеш» и клуба ученых «Тодосчи».
В связи с вызванным трагедией резонансом и ее выходом на федеральный уровень посредством социальных сетей и СМИ, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ было проведено интервьюирование экспертов с целью выяснения возможных причин происшествия, а также выявления возможных мер по предупреждению и предотвращению подобных случаев в будущем.
Известно, что во вторник утром 10 сентября, Альберт Разин вышел на одиночный пикет с плакатами «И если завтра мой родной язык исчезнет, то я готов сегодня умереть» (автор строк — Расул Гамзатов) и «Есть ли у меня отечество?». В интервью новостному порталу регионов Поволжья «Idel.Реалии» несколько участников «Удмурт Кенеш» рассказали подробности трагедии.
По словам активиста удмуртского национального движения Петра Тимошкина, который присутствовал при акте самосожжения, Разин никому не рассказал о своих намерениях, более того никто не подозревал, что он на это способен.
«Он никогда не говорил об этом, но, видимо, готовился. Человек он некурящий, а взял с собой спички, бензин. Он ведь кандидат философских наук, бывший преподаватель УдГУ. В последние годы проводил конференции по удмуртскому языку и обычаям»
Активист «Удмурт Кинеш» Илья Викторов
Погибший рассказал своим знакомым, которых приглашал на пикет, что он хочет разнести по кабинетам Госсовета открытое письмо, которое он написал правительству. Добавим, что Разин действительно неоднократно обращался с письмами к правительству. В них он призывал к оформлению въезда в столицу республики названием на удмуртском языке, объявления остановок на русском и удмуртском языках, использовать национальные орнаменты в архитектуре, выступал против безработицы, а также затрагивал тему экологии региона. Однако, по сообщениям СМИ, «конструктивных ответов не получал».
В целом же национально-культурное объединение «Удмурт Кинеш», активным участником которого был Альберт Разин, не является радикальным объединением, а в соответствии целями и задачами, прописанными в уставе организации, участвует в организации различных мероприятий по развитию удмуртской национальной культуры. В частности, организует конференции, конкурсы, национальные премии, участвует в мероприятиях, организуемых республиканскими властями.
Активисты, принявшие приглашение Разина поучаствовать в пикете и ставшие невольными свидетелями самосожжения ученого, рассказали, что он приехал с опозданием, действительно провел пикет. Более того, когда депутаты стали подходить к началу сессии, многие знали Разина, «были и те, кто остановился, поздоровался с ним. Полицейские к нему не подходили».
Пикет проходил спокойно. Приглашенные оставались в стороне. По их рассказам, они сменили Разина на некоторое время, когда он попросил отойти к машине для того, чтобы отдохнуть. Трагедия случилась после его возвращения из машины, примерно после 10 утра.
Свидетели назвали ужасом то, что происходило на их глазах. Все, кто находился на месте трагедии, снимали горящего Разина на видео и только один человек догадался вызвать скорую и пожарных. По словам очевидцев, Альберт Разин не издал ни звука, а на распространенном в Сети видео слышно только как потрескивает огонь.
Горящего Альберта Разина смогли потушить только прибывшие пожарные. Он был доставлен в Первую Республиканскую больницу в критическом состоянии (у него было поражено почти 100% тела), где спустя несколько часов скончался.
Трагедия в Ижевске всколыхнула общественность, СМИ и власти.
Историк, этнолог, социальный антрополог Валерий Тишков написал о трагедии:
«Есть конкуренция между государственным языком и миноритарными, и последние не всегда ее выдерживают…. Эти перекосы частично были исправлены два года назад — сняты предписания для обязательного изучения титульных языков в республиках. Одновременно были созданы новые возможности для их преподавания и поддержки: специальный фонд, программы, пособия, медиатрансляции. Это послужило мощным стимулом убедить людей, что помимо русского хорошо бы изучить еще язык своей культуры. Знание двух, трех, четырех языков обогащает человека. Но это не повод для радикальных кампаний и действий, которые порой исходят не от властей, а от этнонациональных движений. И совсем не повод расставаться с жизнью. О таких трагедиях можно только сожалеть»
Валерий Тишков
Действительно, на проблему национальных языков можно смотреть с разных сторон, что и происходит сегодня в обществе повсеместно. О проблеме удмуртского языка рассказал историк и журналист Денис Сахарных, много лет изучавший вопросы сохранения и развития удмуртского языка. Он объяснил, что согласно «Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, удмуртскому присвоен статус definitely endangered («определённо угрожаемого», находящегося под угрозой).
Эксперт также объяснил, что языковая проблема существует в контексте ее интерпретации, однако о вымирании удмуртского языка говорить не приходится.
При этом Денис Сахарных отметил, что нельзя говорить о «вымирании» удмуртского языка в связи с тем, что он не только сохраняет достаточно широкое распространение в Удмуртии и в прилегающих районах соседних регионов, но и имеет развитую письменную форму и пользуется государственной поддержкой.
Однако несмотря на то, что представители власти, в частности ‒ представитель казанского Кремля Лилия Галимова, призвали не спекулировать на самосожжении удмуртского ученого, в социальных сетях можно встретить достаточно недвусмысленные призывы. Самосожжение Альберта Разина называют «мученической смертью» и требуют «объявления республиканского траура» в связи с его смертью.
«Требуем объявления республиканского траура в связи с гибелью удмуртского ученого, философа, активиста, хранителя удмуртской религии Альберта Разина. Альберт Разин своей мученической смертью призвал всю Россию и весь мир обратить внимание на катастрофическое положение удмуртского языка и принять меры по его спасению, создать в республике условия для его защиты и передачи. Общество Республики должно показать свое единство и готовность слышать потребности удмуртов, осознать стремление удмуртского народа спасти свой язык и поддержать его в этом начинании»
Группа «ВКонтакте» «УДМУРТЛЫК»
Подобного рода призывы подталкивают к логичным вопросам о том, какое продолжение может иметь случившаяся трагедия и не может ли вызвать волну инцидентов подобного рода. С этим вопросом мы обратились к экспертам, однако, по их словам, этот случай скорее из ряда вон выходящий и однозначно не массовый. Так, кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков выразил уверенность в том, что в данном случае беспокоиться необходимо не о массовой реакции, а о причинах данного конкретного поступка.
В свою очередь доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Давыдов добавил, что коллективное самосожжение, связанное с определенным протестом свойственно прошлому и сегодня, в силу современного уклада, возобновить свои начала просто не сможет.
Отметим, что некоторые СМИ сразу после происшествия, кроме всего прочего обращали внимание на то, что погибший Альбер Разин был язычником, и акт самосожжения мог быть ритуалом Типшар, распространенный среди чувашей и удмуртов. Типшар ‒ это форма традиционного самоубийства путём самоповешения или самосожжения с целью отмщения врагу или указания на собственную невиновность. В СМИ открыто говорилось о том, что совершенное Разиным самосожжение могло быть именно этим ритуалом. Некоторый религиозный подтекст в трагедии увидел кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков. Кроме того, по его словам, трагедия вызвала неоднозначную реакцию среди язычников.
Кроме того, Алексей Гайдуков обратил внимание на то, что ритуальное самоубийство для России не является чем-то новым, в той связи, что подобные случаи уже были зафиксированы в последние годы.
Однако, по словам доктора философских наук, доцента кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ивана Давыдова трагедия носит исключительно культурно-политический контекст.
Кроме того, историк и журналист Денис Сахарных добавил, что удмуртское язычество было актуальным вопросом в конце прошлого века, однако на сегодня массовости и веса в обществе данное направление не имеет.
Добавим, что версию об отсутствии религиозного контекста также может подтвердить и тот факт, что на сегодня существуют зарегистрированные факты самосожжения именно как разновидности протеста. Так, например, в тот же день, 10 сентября, но только в Иране, умерла футбольная болельщица, которая совершила акт самосожжения. Сахар Ходайари таким образом выразила протест против дискриминации женщин на стадионе. Она была арестована в марте 2019 года при попытке пройти на стадион, где начинался футбольный матч (запрет на посещение женщинами стадионов, где соревнуются мужчины, существует в Иране с 1981 года). После полугода ожидания рассмотрения дела в суде, она приехала на заседание, которое было отложено, и услышала, что ей грозит от полугода до двух лет лишения свободы. Ходайари вышла на площадь перед судом и подожгла себя. Таким образом, мы видим, что акт, совершенный Альбертом Разиным, требует отдельного рассмотрения, потому что однозначно говорить о его причинах совершенно невозможно из-за множества нюансов и вводных. Так, например, одной из возможных причин радикального решения могла стать депрессия. Такую версию выдвинул доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Давыдов.
Кроме того, по словам историка и журналиста Дениса Сахарных, для Ижевска сам инцидент является единичным.
Однако, несмотря на то, что история уже начинает уходить из новостной повестки, некоторые вопросы остаются открытыми. В частности, это выявление причин происшествия, а также вопрос профилактики для предупреждения и предотвращения подобных инцидентов. Отметим, что, по мнению экспертов на сегодня существуют механизмы, которые могут минимизировать риски повторения трагедии, а также меры по раннему выявлению категории и отдельных людей, склонных к подобным поступкам. Вопрос только в том насколько данные меры будут реализованы, и в какое время.
Так, по мнению историка и журналиста Дениса Сахарных, минимальная реакция на случившееся должна быть реализована самим обществом.
В свою очередь доктор философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Давыдов, выразил уверенность, что только комплексные меры, реализованные на индивидуальном и общественном уровнях, могут решить проблему и минимизировать дальнейшие риски.
Эксперт обратил внимание, что подобная работа уже проводится на уровне крупных корпораций. Однако такая работа не единственное верное решение.
По словам эксперта, существующие сегодня кол-центры абсолютно не решают имеющуюся проблему, так как невозможно дистанционно оказать очное участие (сопричастность) к переживаниям человека.
Отметим, что в рамках работы по профилактике экстремизма в молодежной среде Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ проводится работа по данному направлению.
Эксперт обратил внимание на то, что случай с Альбертом Разиными показывает как раз то, что практически никто теоретические навыки на практике применить не может, так как по сообщениям очевидцев из нескольких присутствующих человек только один вызвал помощь. Остальные не смогли никак помочь горящему ученому.
Действительно в случившейся 10 сентября трагедии, даже несмотря на прошествии нескольких дней, вопросов остается больше, чем ответов.
12 сентября 2019 года в государственном Национальном театре Удмуртии прошла церемония прощания с Альбертом Разиным, удмуртским ученым-философом, погибшем после акта самосожжения в Ижевске. Почтить память пришли более 200 человек, включая министра культуры Владимира Соловьева, председателя гордумы Олега Гарина и активистов национально-культурного движения «Удмурт Кинеш». Также известно, что Альберт Разин оставил у себя дома предсмертную записку, в которой завещал развеять его прах на родине, в деревне Кузюмово Алнашского района.
Следствие в Удмуртской республике возбудило уголовное дело по факту самосожжения Альберта Разина, а 13го сентября СМИ сообщили, что международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) призвала Москву решить «застарелые проблемы», с которыми сталкиваются этнические и языковые меньшинства в стране.
Хотелось бы думать, что трагедия не забудется, а специалисты смогут ответить если не на все, то на большую часть вопросов, которые вызваны радикальным действием удмуртского ученого.
Автор: Марина Малафеева
Источники:
«Огнетушитель найти не смогли. И все стоят с камерами и снимают»
https://www.idelreal.org/a/30156548.html
В Ижевске прощаются с удмуртским ученым Альбертом Разиным
https://www.idelreal.org/a/30160331.html
В казанском Кремле призвали не спекулировать на теме самосожжения удмуртского ученого
https://www.business-gazeta.ru/news/438524
Получивший ожоги в Ижевске ученый умер в больнице
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d77a38c9a7947375024693d
Активист традиционной веры Удмуртии сжег себя в Ижевске
https://tradition.foundation/092019/samososzhenie_v_udmurtii/
В Ижевске умер совершивший попытку самосожжения ученый
Народ не умирает с языком
https://iz.ru/920557/valerii-tishkov/narod-ne-umiraet-s-iazykom
В Иране футбольная болельщица совершила самосожжение
https://www.svoboda.org/a/30157260.html
После самосожжения удмуртского ученого Россию призвали пересмотреть языковую политику
https://rus.azattyq.org/a/30162163.html
Уголовное дело возбудили в Ижевске по факту самосожжения удмуртского ученого