Миграционная проблематика в современной России. Часть первая: история вопроса и государственное регулирование

Экспертная сессия подготовлена Центром по профилактике экстремизма и девиантного поведения в молодежной среде дирекции развития студенческих объединений департамента по молодежной политике НИЯУ МИФИ

Миграционная политика в последнее время стала предметом активных обсуждений в СМИ и блогосфере. На новостных порталах все чаще публикуются материалы, связанные с совершением некоторыми представителями мигрантского сообщества противоправных действий, конфликтными ситуациями и бытовыми проблемами, в особенности, в районах крупных городов. Новости, связанные с проверками правоохранительными органами молельных комнат, вызывают широкий общественный резонанс, что представляет угрозу возникновения не только межэтнических, но и межконфессиональных конфликтов.

Первая часть данного материала будет посвящена актуальной миграционной ситуации в России и государственному регулированию миграционных процессов.

В этой непростой теме нам помогут разобраться:

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Мельничук Екатерина Сергеевна;

доктор социологических наук, главный научный сотрудник — руководитель Отдела этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ИДИ ФНИСЦ РАН) Леденева Виктория Юрьевна.

Россия — многонациональная страна, где проживают более 190 народов. Несмотря на общее прошлое со странами Центральной Азии и Закавказья, которые ранее входили в состав Советского Союза, ситуация вокруг мигрантов из этих стран вызывает наибольшую социальную напряженность. С чем это связано?

Мельничук Е.С.: «Социальная напряженность в обществе и опасения в отношении иностранных граждан из постсоветских республик зачастую связаны с повышенной миграционной нагрузкой в регионах России, ростом количества правонарушений и преступлений, совершаемых мигрантами, несоблюдением ими законодательства.

В странах исхода имеет место русофобская политика, соответственно, приезжая в Российскую Федерацию, иностранные граждане из среднеазиатских республик и Закавказья могут иметь углубленные антироссийские взгляды, придерживаться агрессивного, потребительского поведения в отношении коренного населения России».

Леденева В.Ю.: «Россия принимает трудовых мигрантов более 20 лет. Первые мигранты с целью работы начали приезжать в конце 1990-х — в начале 2000-х годов. В большинстве своем это были люди, которые выросли в Советском Союзе. Они помнили советское время, прекрасно владели русским языком, как правило, были высококвалифицированными специалистами, т.к. многие имели высшее образование. Общий менталитет и историческая память позволяли бесконфликтно взаимодействовать с трудовыми мигрантами и местному населению. Если учитывать качественные характеристики трудовых мигрантов, то, это в основном молодые мужчины от 18 до 35 лет, как правило, без семьи. Важно учитывать и религиозную принадлежность мигрантов. В советское время в отношении религии действовали ограничения и поэтому можно утверждать о слабой религиозной принадлежности мигрантов. Таким образом, все вышеназванные аспекты указывают на особые качественные характеристики мигрантов, прибывавших в Россию в начале 2000-х. Надо учитывать, что в то время и потоки мигрантов не были такими интенсивными. Прошло почти 25 лет. Сегодня количество прибывающих иностранных граждан увеличилось в несколько раз, и даже период пандемии не смог сократить эти потоки, которые быстро восстановились в доковидные значения уже в первые два года после пандемии. Мигранты едут не только самостоятельно, но и целыми семьями, где, как правило, много детей. Выросло новое поколение граждан в странах Средней Азии, которое не знает общей истории, не знает что такое Советский Союз. Новые мигранты имеют совершенно другие качественные характеристики – они слабо владеют русским языком, в силу чего не могут полноценно ориентироваться в миграционных законах, контактировать с местным населением, стараются вести обособленный образ жизни и селиться рядом со своими соотечественниками, образуя таким образом этнические анклавы. Отсутствие знаний о российских законах и правилах поведения в общественных местах свидетельствуют о том, что нынешние мигранты не адаптируются в российское местное сообщество и тем самым вызывают негативное отношение к себе. Правонарушения, которые совершают мигранты, вызывают широкий общественный резонанс».

В настоящее время уже существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих миграционную сферу, большая часть которых принята еще в 90-х – начале 00-х гг. В настоящее время Министерством Внутренних Дел Российской Федерации разработан проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», содержащий ряд существенных дополнений к нынешней правоприменительной практике. Означает ли это, что миграционное законодательство нуждается в корректировке с учетом современных реалий?

Леденева В.Ю.: «Миграционная сфера очень подвижна, и курс изменений постоянно корректируется Правительством и Президентом Российской Федерации. В 2018 году Президент Указом №622 от 31.10.2018 года утвердил Концепцию государственной миграционной политики на 2019-2025 годы. В мае 2023 г. в Концепцию были внесены изменения с учетом последних событий мирового и российского масштаба: мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года и чемпионата Европы по футболу 2020 года; пандемии Covid-19; мер по социальной поддержке граждан Донецкой и Луганской Народных Республик; отток граждан Российской Федерации из России в 2022 году и замещения их на рабочих местах иностранцами; присоединения новых территорий. Новые изменения в миграционной сфере предполагают существенные преобразования: замена правовых статусов мигрантов на новую систему режимов пребывания; цифровизацию документооборота по иностранцам, многие документы можно будет подать и заполнить через портал Госуслуг; контроль за тем, кто может работать и принимать на работу, путем введения реестров добросовестных работодателей и иностранных сотрудников.

После принятия законопроекта взаимодействие с органами власти по вопросам миграции будет вестись через ресурс «Работа в России». То есть документооборот перейдет в электронный формат, и это сделает его полностью прозрачным. Одним из нововведений является то, что каждый иностранный гражданин должен будет зарегистрировать аккаунт на Госуслугах. С помощью этого инструмента иностранец сможет получать уведомления об истечении сроков пребывания, необходимости прохождения медицинского освидетельствования, оплаты штрафов и др.

Также, согласно законопроекту, все иностранные граждане обязаны будут получить документ с электронным носителем информации, который будет удостоверять личность иностранного гражданина на территории России — ID-карта. Срок действия этого документа будет составлять 10 лет. Оформить единую карту без кабинета на Госуслугах невозможно. Также будут внесены другие изменения, упрощающие режим пребывания».

На данный момент принятие решений, связанных с миграционной политикой, во многом возложено на регионы, некоторые из которых уже приняли ряд мер по борьбе с миграционной преступностью. Как Вы считаете, не породят ли они раскол в российском обществе?

Мельничук Е.С.: «Нет, не породят. Миграционную политику необходимо ужесточать. И меры, принятые регионами, в отношении иностранных граждан, лишь отчасти решат региональные проблемы. Здесь важен комплексный подход на федеральном уровне: ограничение приезда семей мигрантов (что значительно снизит нагрузку на социальную сферу в регионе); жесткие сроки и условия нахождения трудового мигранта с контролем соблюдения законодательства Российской Федерации; отказ от иностранной рабочей силы в пользу российских граждан».

Леденева В.Ю.: «Российская Федерация — самая большая страна в мире, у нас 89 субъектов и каждый имеет свои особенности развития, начиная с географического расположения, климатических, экономических, социальных и других условий развития. В силу этого есть миграционно привлекательные регионы, куда едет большое количество трудовых мигрантов и менее привлекательные, где количество мигрантов небольшое. Можно согласиться с тем, что миграционная политика не должна быть статичной и универсальной для всех регионов. В силу этого законодатель и дает возможность региональным органам власти регулировать миграционную политику и решать миграционные проблемы самостоятельно. В последние годы в регионах принимаются решения, направленные на стабилизацию миграционной ситуации. В частности, вносятся изменения в оплату патентов, составляются списки профессий, на которые запрещено принимать мигрантов, ограничивается допустимая доля иностранных работников в каждом виде экономической деятельности, вводится коллективная ответственность за этнопреступление (когда депортации подлежит вся семья иностранца, совершившего преступление), вводится запрет принимать на работу тех, кто не говорит по-русски и не имеет надлежащего образования.

Региональные власти направляют свою деятельность на стабилизацию ситуации и, прежде всего, руководствуются интересами местного населения. Я считаю, консолидация усилий приведет не к расколу в российском обществе, а к единению и поддержки тех регионов, которые уже сегодня стараются жестче контролировать миграционную ситуацию».

Большинство трудовых мигрантов, прибывающих из стран Центральной Азии, — этнические мусульмане. Насколько велики риски распространения на территории нашей страны течений, не характерных для традиционного ислама, исповедуемого российскими мусульманами?

Мельничук Е.С.: «В последнее время отмечается рост числа преступлений, совершаемых гражданами среднеазиатских республик, исповедующих ислам.

Течения ислама в странах Центральной Азии невозможно «контролировать». Имеют место случаи, когда выходцы из стран Центральной Азии, являющиеся носителями радикальных течений ислама, совершают преступления и несут угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Без ужесточения миграционной политики, включая контроль за количеством и составом мигрантов, положение с распространением радикального ислама в России будет ухудшаться».

Конфликты, связанные с молельными комнатами, вызывают широкий общественный резонанс. Некоторые из исламских священнослужителей высказывают недовольство проверками документов у посетителей молельных комнат и домов со стороны правоохранительных органов. Как Вы считаете, какие могут быть альтернативные методы контроля за нелегальной миграцией?

Мельничук Е.С.: «С моей точки зрения, могут существовать следующие альтернативные методы:

— Ужесточение миграционной политики в целом, обязательная дактилоскопия на государственной границе;

— Ответственность работодателя, привлекающего иностранную рабочую силу;

— Меры по социальной и культурной адаптации мигрантов».

 

Мнение экспертов может не совпадать с мнением редакции.

Материал подготовила Ангелина Делеске.