Межконфессиональный и межэтнический мир в XXI веке
Глобальная трансформация — вызов гуманитарным и общественным наукам. Теории недавнего прошлого (даже очень хорошие!) отстали от реальности. Возник запрос со стороны власти к учёному сообществу на рекомендации, на объяснение происходящего, на цельную и непротиворечивую картину будущего. Парадокс:
гуманитарные науки отвыкли от диалога со властью! В СССР они обслуживали идеологию; но после крушения СССР они были частично дезориентированы, частично поставлены на довольствие западных научных центров, частично маргинализированы.
Все хотят мира (на словах), но всё глубже втягиваются в конфликты. Нигде, ни в одной точке планеты, мы не видим перспективы автономного — защищённого от внешних воздействий и посягательств — прочного социального и гражданского мира. И экстравагантные левацкие концепции типа BLM отнюдь не способствуют прочности государственных конструкций. Вообще, экологические и правозащитные концепции сильнее всего угрожают стабильности мирового уклада. Ересь «зелёной энергетики» уничтожает промышленность; демагогия о защите прав, о правах меньшинств разрушает структуру государств и основы дипломатии. Удивительно, что гуманистическая демагогия создаёт больше всего угроз для сохранения жизни на Земле.
Россию спасает консервативная традиционность. Но любой межнациональный или межрелигиозный конфликт может оказаться для неё роковым. В то же время опыт сохранения мира в полиэтничной стране — уникальное российское наследие. Опыт отношений между конфессиями в условиях экзистенциальных испытаний — тоже. Нам есть где искать ответы: в собственной политической истории.
Можно ли существовать на тектонических разломах устойчиво и гармонично, по крайней мере — без эксцессов и кровопролитий? Есть ли шанс, что Россия будет надёжно защищена от внутренних и внешних попыток раздувать конфликты? И если нет, то как минимизировать ущерб и какова оптимальная стратегия компенсации, преодоления возникающих разногласий?
Как ни странно, инструментарий прикладной политики может успешно функционировать только на основе цельной, непротиворечивой ценностной системы. Фундаментальные законы, подобные, например, законам физики, необходимы, чтобы могли выполнять свою работу скромные рубанок или шуруп. Разработанная экспертами Федерального центра гуманитарных практик отечественная модели личности «Четыре грани человечности» позволяет определить «точки входа» для государственных усилий и приоритеты в воспитательной, культурной и идеологической работе экспертного сообщества.
Ценности, положенные нами в основу этой модели, разделяемые абсолютным большинством народов и конфессий России, лежащие в основе обычаев и традиции, — это #вера, #благо, #красота, #мудрость, #мастерство, #состоятельность, #знание, #развитие, #справедливость, #семья, #род, #природа и #человечность как их венец.
Федеральной власти нет необходимости навязывать эти ценности, принудительно «насаждать» их там, где они отродясь не водились: все вышеперечисленные понятия входят в золотой кодекс любого народа, любой религии. Справедливо указывают, что конфликт сегодня происходит не между западной и восточной традициями, а между людьми, приверженными сохранению и воспроизводству традиции как достояния нации, и теми, кто торопится провозгласить полный отрыв от прошлого, с его культурой, верой и обычаями.
В процессе отбора и структурирования системы ценностей ЧГЧ сами собой выявились основные принципы в оценке и анализе явлений: а) нацеленность на развитие (в противовес «реставрации» или «охранительству»); б) важность рассмотрения общественных и духовных явлений в динамике и диалектической сложности; в) многообразие как важнейшее свойство живого и жизнеспособного. Для нас стала очевидной метафизическая неполноценность и эстетическая ущербность умозрительной унификации, обеднения палитры разновидностей и инвариантов. Советский опыт принудительного единообразия оказался тягостным для личности и не обеспечил достаточной устойчивости социальной конструкции — лишил её адаптивности. Научиться жить в условиях многообразия подходов и представлений, научиться сохранять «курсовую устойчивость» и верность избранным приоритетам — главная политическая, воспитательная задача России в XXI веке. «От первичной простоты к цветущей сложности» (К. Леонтьев) — одна из базовых формул российской ментальности.
Алексей Пищулин