В МГОУ специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Давид Петросян провел адаптационный тренинг со студентами начальных курсов.
Программа адаптационного тренинга была разработана для сопровождения студентов в период адаптации к вузу и новой среде, для повышения осведомленности о методах радикализации, для повышения устойчивости к влиянию экстремистских группировок.
Программа — это совокупность, система социально-психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового коллектива, своего места в обществе.
Основная цель программы — психологическая и социальная адаптация к вузовскому обучению, в результате которой студент начнет самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные и профессиональные планы.
Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: подготовительный, информационно-мотивационный, диагностический. Тренинг рассчитан на один день и организован по типу «погружения». Продолжительность занятия — 6 часов. Занятие построено в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к социально-психологическому тренингу, с применением различных психотехнических упражнений. В конце занятия по итогам тренинга тренер проводит «обратную связь».
Для студентов проведение тренинга, с одной стороны, является важным моментом в освоении практических психологических знаний, а с другой — процессом передачи личного опыта обучения и адаптации к вузу и будущей самостоятельной жизни. Прежде чем приступить к проведению тренинговых занятий, преподаватель проводит специальную подготовку обучающей команды, создают оптимальные условия для раскрытия возможностей каждого студента, нейтрализуют, смягчают психологические барьеры во время профессионального общения, организуют совместную деятельность по подбору психологических упражнений. Студенты и преподаватель обсуждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий.
Программа адаптационных занятий с элементами социально-психологического тренинга позволяет студентам осознать новое качество своей социальной позиции; овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности осознать необходимые профессиональные и личностные качества скорректировать собственные планы на период обучения в вузе. Дополнительный эффект заключается в запуске механизмов группообразования, создании благоприятного психологического климата, как в отдельных учебных группах, так и на факультете в целом.