В Центре профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации 12 февраля прошел круглый стол «Причины и последствия радикализации обучающихся образовательных организаций среднего и высшего образования».
Заседание проходило под председательством Директора Центра Константина Ильича Мачабели.
Целью заседания являлась выработка мер по повышению устойчивости молодежи и подростков к радикализации и противодействию методам вовлечения в радикальные и экстремистские группы.
В рамках мероприятия обсуждены следующие вопросы:
- социальные причины радикализации молодежи;
- религиозная безграмотность как одна из причин радикализации;
- существующие современные методики профилактики радикализации в школах и ВУЗах;
- невовлеченность молодежи в социальные процессы;
- отсутствие апробированной методики измерения уровня радикализации;
- предложения по разработке инструментов профилактики радикализации и противодействия экстремистским нарративам.
В ходе мероприятия были сделаны доклады :
«Механизмы трансформации поведения обучающихся в контексте формирования идентичности» — Л.С.Астахова, Доктор философских наук, заведующая кафедрой теологии Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ);
«Чтение философских текстов как способ профилактики радикализации убеждений» — В.В.Золотухин, кандидат философских наук, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики»;
«Сущность политического радикализма российской молодежи» — И.Н.Сколяр, специалист по работе с молодежью Отдела социально-психологической поддержки обучающихся сопровождения инклюзивного образования НИЯУ МИФИ;
«Религиоведческая безграмотность как одна из причин радикализации молодёжи» — старший преподаватель Философского факультета МГУ П.Н.Костылев;
«Причины и последствия радикализации обучающихся образовательных организаций среднего и высшего образования» — специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российский Федерации М.А. Малафеева.
Участники совещания затронули еще целый ряд вопросов, которые напрямую сопрягаются с проблемами радикализации. Некоторые предложения даже вызвали горячие споры и эмоциональное обсуждение, например: ношение холодного и горячего оружия на территории образовательных организаций; философское образование в воспитании критического мышления и принятия инакомыслия.
В завершении круглого стола Константин Мачабели предложил создать рабочую группу по разработке образовательного курса по повышению религиозной грамотности среди обучающихся и составить обоснование внедрения такого модуля.