30 ноября 2021 года Измайловский районный суд приговорил Романова к 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. При этом на него и его сторонника и неформального «пресс-секретаря» Всеволода Могучева было заведено дело по п. «в» ч. 2 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства организованной группой»), делопроизводство пока продолжается, показания против Романова уже дали его бывший архиерей — митрополит Кирилл (Наконечный) и игумения Варвара (Крыгина), настоятельница Среднеуральского монастыря, покинувшая монастырь в начале конфликта Романова с правящим архиереем.
В проповедях Романова, как гласит обвинение, содержались высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды по отношению к евреям, мусульманам и католикам «по признакам национальности и религии». Также выступления содержали «унижающие их характеристики».
Помимо прочего, бывший схиигумен, будучи ковид-диссидентом, призывал бойкотировать голосование за поправки в Конституцию Российской Федерации, просил у Президента Российской Федерации передать ему власть и т.д.
В целом, представления о «заговоре врачей» были распространены и до Романова, он являлся лишь ретранслятором передаваемых из уст в уста страхов. Исследовавшая этот вопрос Ахметова М.В. отмечает, что
«отношение, смыкающееся с отрицательным отношением к иноземцам и евреям, отражается во множестве текстов русской культуры, начиная от пародийных сборников рецептов XVII в., где выдаваемые иноземными аптекарями лекарства изображаются как излечивающие от жизни до основанных на мотиве лишения здоровья под видом лечения идеологем 1930–50-х гг. ("врачи-вредители", "убийцы в белых халатах")» [1]
. Что касается намерений Романова построить самый большой православный храм и крестить там китайцев, это связано, прежде всего, с мифологемами китайского нашествия (согласно наиболее распространенной версии, китайцы якобы захватят территорию России до Урала), возникших еще на рубеже XIX – XX вв. (также эсхатологический образ китайцев связан с представлениями об их многочисленности). В народных представлениях, однако, ниша «врагов России» прочно занята не ими, а евреями, роль китайцев скорее служебная, их «натравливает» «жидовское правительство». А так как они являются лишь инструментом, будучи, с точки зрения православных, язычниками, они в будущем могут принять православие, обратиться в истинную веру.
Отождествление масонов с евреями — авторами «мирового заговора», происходит в конце XIX в. и популяризируется С.А. Нилусом, отмечает Тарабукина А.В. [2] В свою очередь, Ахметова М.В. пишет, что
«в России рубежа XIX и ХХ вв. эсхатологический антисемитизм заключался в представлении о существовании тайной иудео-масонской организации, стремящейся возвести на мировой престол Антихриста, прежде уничтожив православное христианство. Для этого она подрывает существующий строй и нравы в России через своих ставленников» [3] .
Страх перед ИНН и паспортами также характерен для эсхатологически настроенных православных. Эти страхи коренятся во мнении, что перечисление способно установить власть считающего над считаемым.
[1] Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М., 2011. С. 64.
[2] Тарабукина А. В. Фольклор и культура прицерковного круга. Дис. … канд. филол. наук. СПб.: ИРЛИ РАН, 2000. Электронный вариант публикации: [http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/books/Tarabukina/arina_tarabukina.html].
[3] Там же. С. 178.