Борьба с экстремизмом и профилактика: рецепт Узбекистана

В Узбекистане распространение радикальных идей после обретения независимости в 1991 году было связано со сложной социально-экономической ситуацией, появлением различных очагов нестабильности в регионе и попытками узаконить и консолидировать власть через религию.

В условиях растущих террористических угроз в республике была разработана стратегия безопасности и устойчивого развития. В 2000 году был принят Закон о борьбе с терроризмом.

В то же время превращение международного терроризма в сложное социально-политическое явление требует постоянного поиска эффективных ответных мер и пересмотра подходов к профилактике радикализации населения.

Поэтому в Узбекистане основное внимание уделяют выявлению и устранению условий и причин, способствующих распространению терроризма. Эти меры отражены в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны на 2017-2021 годы, утвержденной в феврале 2017 года.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал среди приоритетов обеспечения национальной безопасности создание пояса стабильности и добрососедства вокруг Узбекистана, защиту прав и свобод человека, а также укрепление религиозной толерантности и межэтнического согласия. Это согласуется с Глобальной контртеррористической стратегией ООН.

Концепция подходов к предупреждению и борьбе с экстремизмом и терроризмом включает следующие ключевые моменты:

1. Принятие базовых документов, таких как Оборонная доктрина, законы «О борьбе с экстремизмом», «Об органах внутренних дел», «О Службе государственной безопасности», «О Национальной гвардии».

2. Уважение прав человека и верховенства закона при борьбе с терроризмом, ее соответствие как национальному законодательству, так и международным обязательствам государства.

Национальная стратегия в области прав человека, впервые в истории Узбекистана принятая в 2020 году, также отражает политику государства в отношении лиц, совершивших террористические преступления, включая их реабилитацию. Применение ее принципов способствует укреплению доверия граждан к судебной системе.

В то же время власти принимают меры для обеспечения прозрачности расследования уголовных дел экстремистского характера. Пресс-службы правоохранительных органов работают в тесном контакте со СМИ и блогерами.

3. Работа по социальной реабилитации, возвращению к нормальной жизни тех, кто попал под влияние экстремистских идей и осознал свои ошибки.

Так, власти предпринимают шаги по декриминализации обвиняемых в преступлениях, связанных с насильственным экстремизмом и терроризмом. Например, в июне 2017 года по инициативе Мирзиёева были проверены «черные списки» террористов и их пособников, чтобы исключить из них тех, кто твердо встал на путь исправления. С 2017 года из этих списков исключено более 20 тысяч человек.

В республике действует специальная комиссия, которая расследует дела граждан, оказавшихся в зонах боевых действий в Сирии, Ираке и Афганистане. Согласно новой процедуре люди, не совершившие тяжких преступлений и не участвовавшие в боевых действиях, могут получить помилование в судебном порядке.

Эти меры позволили начать гуманитарную акцию «Мехр» по репатриации граждан Узбекистана из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и в Афганистане. С 2017 года в страну вернулись более 500 граждан страны, в основном женщины и дети. Создаются условия для их интеграции в общество: открыт доступ к образовательным, медицинским и социальным программам, включая обеспечение жильем и работой.

Еще одним важным шагом в реабилитации причастных к религиозно-экстремистской деятельности стала практика помилования. С 2017 года были помилованы более четырех тысяч человек, отбывающих наказание за преступления экстремистского характера.

4. Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма.

В последние годы была усилена молодежная и гендерная политика, появились инициативы в области образования, устойчивого развития и социальной справедливости, включая сокращение масштабов нищеты и социальную интеграцию, чтобы снизить уязвимость людей перед насилием, насильственным экстремизмом и вербовкой террористов.

В сентябре 2019 года был принят закон «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин». Власть предпринимает усилия для повышения социального статуса женщин в обществе и защиты их прав и интересов в судебной системе.

Учитывая, что 60% населения Узбекистана составляет молодежь, которая рассматривается как «стратегический ресурс государства», в 2016 году был принят закон «О государственной молодежной политике». В соответствии с ним создаются условия, чтобы молодые люди имели возможность достичь профессиональной реализации, получить качественное образование и защитить свои права. Республиканское агентство по делам молодежи в сотрудничестве с другими НПО занимается поддержкой детей, родители которых попали под влияние экстремистских религиозных движений. Только в 2017 году было трудоустроено около 10 тысяч молодых людей из таких семей.

В результате проводимой молодежной политики в 2020 году в Узбекистане было зарегистрировано в два раза меньше террористических преступлений среди лиц моложе 30 лет в сравнении с 2017 годом.

5. Улучшение подготовки специализированного персонала с учетом анализа деятельности по борьбе с терроризмом.

Все силы безопасности страны, участвующие в борьбе с терроризмом, имеют специализированные академии и институты. При этом особое внимание уделяется обучению не только силовиков, но и богословов и религиозных деятелей. Для этого были созданы Международная исламская академия, международные исследовательские центры (имама Бухари, имама Термизи, имама Матуриди) и Центр исламской цивилизации.

В 2011 году страны региона приняли Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Центральная Азия была первым регионом, в котором началось комплексное применение этого документа.

Узбекистан активно участвует в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), цель которой - гарантировать и поддерживать мир, безопасность и стабильность в регионе. Своеобразным признанием успехов Узбекистана в борьбе с терроризмом стало создание в Ташкенте региональной антитеррористической структуры ШОС.

Усилия Узбекистана не пропадают даром. Он сейчас входит в число самых безопасных стран мира. В Глобальном индексе терроризма 2020 года Узбекистан занял 134 место из 164 государств и вошел в категорию стран с незначительным уровнем террористической опасности.

Источник: El mundo financiero
Made on
Tilda