Ненависть к ближнему – основа возрождения нацизма

Доктор теологии Игумен Серапион (Митько) рассказал о профилактике экстремизма, воздействии идеологии нацизма и необходимости усиления работы с молодежью и подрастающим поколением

Здравствуйте, отец Серапион! Как вы считаете, следует ли ожидать роста провоцирования экстремизма в России, в частности в молодежной среде, в связи с событиями на Украине?

На этот вопрос ответит наше будущее. Сейчас для того чтобы определить рост чего-то необходимо применять соответствующие маркеры, исследовать проблему. Нельзя исключить такой сценарий, что россияне внутренне мобилизуются для поддержки государства. Тем не менее, мы можем столкнуться с какими-то экстремистскими проявлениями, скорее всего в индивидуальном формате, потому что я не вижу предпосылок для формирования новых экстремистских групп в связи с событиями на Украине. Однако, отдельные личности могут быть психологически дестабилизированы и совершать противоправные поступки, мотивированные этими событиями.

Сегодня мы наблюдаем попытку возрождения нацизма. Это проявляется в пропаганде, символике, и самом мировоззрении. Как этому противостоять?

Сегодня мы это отчетливо увидели. Сам процесс имеет очень давнюю историю. Я полагаю те тенденции, которые продвинул германский нацизм, сохранялись и после войны, просто в конкретном месте, людям симпатизирующим этой идеологии удалось достаточно отчетливо проявить себя. Мы видим именно ненависть, мы видим совершенно немыслимые вещи. Например, разрешение призывать к насилию по отношению к россиянам в Facebook и Instagram (признаны экстремистскими организациями и запрещены в России). Нельзя никого ненавидеть и оскорблять, модераторы этих социальных сетей всегда следили за этим, но в отношении россиян стало можно. Мы также видим риторику с противоположной стороны по отношению к российским военнослужащим, по отношению к людям, которые говорят на русском языке, в этом смысле это нацизм. Необязательно читать идеологов нацистов, необязательно разбираться в том, что такое нацизм, необязательна никакая символика, она может быть разной, но если человек ненавидит, то тогда он уже нацист. Германия проиграла мировую войну, находилась под гнетом версальского мира, немцы страдали от нищеты, от национального унижения и даже от голода. В них накапливалась эта ненависть, а потом пришел человек и сказал: «Вы имеете право ненавидеть – это благо». И немцы стали ненавидеть и находить в этом реализацию своего «я».

Возможен ли переход от патриотизма к нацизму, и что этому может способствовать?

Я думаю эти понятия совершенного не связаны. Патриотизм явление другого порядка, это естественное чувство, которое испытывает человек по поводу своей родины, ее истории, ее культуры. Нацизм может возникать на любой почве, в том числе и на антипатриотичной, потому что в основе нацизма лежит ненависть к ближнему.

Как оградить молодежь от воздействия идеологии нацизма и от вступления в экстремистские националистические организации?

Для этого существует целый ряд мер, многое реализуется на основе центров противодействия и профилактики экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации, нужно продолжать работать в этом направлении. Я как преподаватель разъясняю молодежи необходимость быть сдержанным. Человек имеет право по-разному оценивать происходящее, но человек не обязан кого-то осуждать, против чего-то выступать, а для некоторых это стало модным трендом. Кроме того, чтобы оценивать происходящее, нужно в этом разбираться, я не могу сказать, что я разбираюсь в происходящем, чтобы разбираться нужно быть серьезным экспертом, военным экспертом, обладать достаточно информацией, которая может быть не вся доступна. Все эти выступления являются проявлением с одной стороны жажды признания, а с другой стороны демонстрируют очень низкий уровень понимания ситуации. Я говорю молодым людям: «Зачем вам говорить о том, в чем вы не очень разбираетесь? Сначала разберитесь». То, что происходит – это серьезный повод глубже понимать действительность, такое понимание обычно происходит в молчании, а не в каких-то политических высказываниях. Я говорю молодежи о том, что та ситуация, в которой оказалась Россия, требует от нас другого уровня ответственности, а для этого необходим ускоренный личностный рост, некая мобилизация себя, чтобы быть готовым правильно действовать в этой ситуации. Мне кажется, что многие представители молодежи серьезно относятся к этой ситуации и стараются избегать каких-то противозаконных действий и высказываний, а те, кто это делают, как правило выражают этим какие-то личные проблемы. Нельзя исключать того, что, используя оставшиеся каналы информационного воздействия, определенные силы будут провоцировать молодежь. Здесь необходимо усилить работу, в том числе центрам по противодействию и профилактике экстремизма. Сейчас работа с молодежью должна быть глубже и масштабней.

Как сегодня религиозные организации могут помочь противостоять в распространении нацизма в мире?

Религиозные организации всегда выступают за мир и против любых экстремистских проявлений. Необходимо понять, что сейчас у религиозных организаций возникли свои проблемы. Многие религиозные организации оказались разделены этим конфликтом. Существует Украинская Православная Церковь, которая находится в каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Мы видим, что реакция на происходящее там разнообразна. Тоже самое относится к православным, которые живут в других европейских странах. Это относится к другим христианам: протестантам, католикам. Эти события разделили верующих и нам нужно искать язык мира, а не язык вражды. Если говорить о том, что происходит в России, то конечно Русская Православная Церковь и другие традиционные религии, являются очень важным фактором противодействия экстремизму в любых его проявлениях.