В Москве прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы противодействия деструктивному информационному воздействию на детей и подростков»

17 декабря 2020 года в Москве на площадке Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации в онлайн-формате был проведен круглый стол на тему «Актуальные вопросы противодействия деструктивному информационному воздействию на детей и подростков». В нем приняли участие представители органов государственной власти, религиозных организаций, научного и преподавательского сообществ, члены Экспертного совета Центра, специалисты в области профилактики и противодействия экстремизму.

В начале работы круглого стола с приветственным словом к участникам обратился заместитель директора Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Николай Ларин, отметив важность обсуждаемой проблемы и пожелав участникам плодотворной дискуссии.

Работу круглого стола открыл доклад советника департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Павла Костылева, посвященный вопросам конструктивного информационного воздействия. Конструктивное информационное воздействие, как рассказал докладчик, обязательно должно быть направлено на конкретный квантифицируемый социальный результат. Без него любые мероприятия превращаются в пустую трату времени. С другой стороны, к понятию деструктивности в плане информационных воздействий также следует подходить критично: легко принять за деструктивное поведение то поведение, которое просто может не понравиться тем или иным лицам или не созвучно с их мировоззрением и жизненной практикой.

Заместитель директора по научно-методической работе Лицея №106 г. Уфы Марина Бигнова рассказала об использовании данных социальных сетей в воспитательной практике обучающихся. В докладе были обозначены две проблемы в этой сфере деятельности: цифровая грамотность педагогов, осуществляющих мониторинг социальных сетей учащихся, и правовая обоснованность отслеживания данных и их использования. Марина Бигнова специально подчеркнула, что обнаружение деструктивного контента, например, на странице ученика в социальной сети не дает достаточных оснований для того, чтобы подозревать его в экстремизме и применять к нему картельные санкции со стороны учебного заведения. Скорее это является поводом для корректного и тактичного разговора с подростком и его родителями. Кроме того, была отмечена неполноценность мониторинга, осуществляемого педагогом: как правило, такой мониторинг ограничивается одной-двумя социальными сетями, в то время как современный подросток имеет аккаунты в гораздо большем количестве социальных сетей.

Доклад заместителя декана философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносва Эллы Дряевой логически дополнил предыдущее выступление. Эксперт подчеркнула, что сегодня обучение культуре потребления информации является серьезной образовательной проблемой, поскольку современные медиа и особенно Интернет предлагают огромное количество информации, но не предоставляет фильтры ее отбора.

Координатор по детской и молодежной работе Евангелическо-Лютеранской церкви Владислав Телегин наглядно продемонстрировал разное отношение к интернет контенту у подростков и молодежи на примере мемов религиозного содержания. Воцерковленные представители обеих возрастных групп активно создают в Интернете свой собственный контент религиозного и около религиозного содержания. Тем не менее, диапазон возможных реакций на него может быть настолько широк, что он может включать в себя и довольно резкое отношение к нему со стороны других групп. В связи с этим докладчик поставил вопрос о том, должен ли процесс создания такого контента подлежать регулировке, а если должен, то как и кем она должна осуществляться.

Говоря о противодействии деструктивному информационному воздействию на детей и подростков, директор Центра развития исламского образования Московского исламского института Гульфия Хабибуллина рассказала о позитивном потенциале образовательных программ Московского исламского института, которые предполагают преподавание светских и богословских дисциплин в равной мере.

В качестве эксперта в мероприятии также принял участие президент АНО «Центр гармонизации межэтнических отношений» Игорь Кручко.

В завершение мероприятия докладчики ответили на вопросы участников и договорились о дальнейшем сотрудничестве.