Университет мира. Как образование объединяет страны

Российское образование исторически во многом находится на пересечении цивилизационных традиций Востока и Запада. Вбирая в себя лучшие практики и используя современные технологии, наши университеты становятся проводником мирового знания — открывают границы для взаимного проникновения и обогащения культур. О том, как образовательные проекты реализуются силами вузов разных стран, читайте в материале РИА Новости, подготовленном на примере опыта Балтийского федерального университета имени И. Канта (БФУ им. И. Канта).

Не просто средство общения
Недавние исследования показали, что востребованность русского языка в мире растет. Он входит в пятерку ведущих языков планеты и, как утверждают в Минпросвещения РФ, спрос на его изучение вырос в два с половиной раза за последние пять лет.

«Сегодня одно из важных направлений — выстраивание общего образовательного пространства с российскими специалистами и их иностранными коллегами. Мы видим ряд стран, которые активно нацелены на укрепление сотрудничества в образовательной сфере с Россией, и мы последовательно с ними взаимодействуем»
— Денис Грибов, заместитель министра просвещения России

Как рассказали в БФУ им. И. Канта, для решения этих задач вузом открыты представительства и центры в Китае, Латвии, Узбекистане, а в скором времени появятся и в Киргизии. На их базе проводятся курсы русского языка, экзамены для подтверждения уровня владения языком, а также культурно-образовательные мероприятия: мастер-классы, дни национальных праздников, концерты, литературно-музыкальные вечера.
Ольга Ким
Проректор по молодежной политике и международному образованию БФУ им. И. Канта

«Важно, что русский язык является средством межнационального общения на постсоветском пространстве. При этом наш университет удерживает за собой экспертную позицию в области преподавания и оказания методологической поддержки преподавателям русского языка и литературы в странах СНГ»
По ее словам, БФУ реализует различные проекты для иностранных студентов и преподавателей:
«Русский лекторий» — это научно-образовательные сессии (онлайн/офлайн), направленные на популяризацию научного знания и привлечение внимания иностранных студентов, изучающих русский язык, к современной исследовательской повестке в области русистики.

Интерес у иностранной аудитории вызывают оригинальные медиапроекты БФУ им. И. Канта: «Живая фразеология», «Лаборатория русского языка», «Живая литература».

С 2012 года в рамках Марафона совместно с Клайпедской ассоциацией учителей русского языка «Веди» проводится конкурс русской поэзии «Поэзии чарующие звуки» для школьников Литвы. В нем ежегодно принимает участие до 200 человек.

«Русский диктант» —
ежегодное культурно-образовательное мероприятие,
которое включает в себя не только орфографический конкурс среди изучающих русский язык как иностранный, но и открытые мини-лекции по теме диктанта.

Проект проходит на базе университетов-партнеров БФУ им. И. Канта уже 17 лет. В 2021 году диктант прошел в онлайн-формате, его участниками стали иностранные студенты из 75 стран мира.
Международная олимпиада по русскому языку и культуре интеллектуальное соревнование для иностранных студентов, изучающих русский язык.

Олимпиада проводится на базе вуза с 2011 года, за это время ее участниками стали около 6000 студентов из 50 европейских университетов. Студенты-победители олимпиады выбрали в качестве будущей профессии академическую карьеру в сфере русистики.

В 2023 году в рамках Международного форума состоится награждение победителей и призеров Международной педагогической олимпиады по русскому языку.

«Особое место в международном пространстве заняла Олимпиада по философии, которую мы организуем совместно с МГУ. Участие в ней приняли студенты из 10 стран. Победителями первого этапа стали ребята из иностранных государств, ждем очного знакомства с ними уже в Калининграде, городе на самом западе России, месте с удивительной историей и потрясающими людьми».

На первом этапе (написание эссе) в ней приняли участие 420 студентов из России, Белоруссии, Германии, Индии, Испании, Казахстана, Киргизии, Китая, Вьетнама, Словакии и Узбекистана. Соревнование проходит на пяти языках: русском, английском, немецком, французском и китайском.

Среди участников — студенты не только философских специальностей, но также юристы, социологи, пиарщики, филологи, экономисты, педагоги, математики и другие.

Помимо этого, философская наука объединила БФУ им. И. Канта и индийский Университет Рани Дургавати города Джабалпур. В нем когда-то преподавал философию знаменитый гуру Раджниш, также известный как Ошо. Вузы договорились о научном и образовательном сотрудничестве в области философии.

«Сейчас в мире происходит глобализация, особенно в сфере науки и технологий. Наша задача как университета быть ответственными участниками этого процесса. Наш вуз позиционирует себя как интегрированный в предпринимательскую и научную деятельность. Университет Бернардо О’Хиггинса сравнительно молодой, ему всего 32 года, но мы очень известны и конкурентоспособны в Латинской Америке. Мы также уделяем большое внимание медицинским и биологическим направлениям. В этом году у нас открылся симуляционный госпиталь, у нас имеются современные лаборатории. Кроме того, у нас преподает множество профессоров из других стран, в том числе и из России. Уверены, что мы найдем точки соприкосновения».

В 2022 году БФУ запустил новые проекты с вузами Центральной Азии. Помимо этого, университет уже взаимодействует с научно-образовательными центрами Белоруссии, Индии, Чили, а также продолжает совместную работу с зарубежными вузами в рамках программы тройного диплома BRIDGE, где студенты учатся по семестрам в Тайвани, Франции и в России.

Востребованность специалиста, как отметила проректор по молодежной политике и международному образованию БФУ им. И. Канта Ольга Ким, зависит не только от профессиональных компетенций, но зачастую и от навыков коммуникации.
«Поэтому вуз так активно развивает программы двух дипломов. Кроме того, открытие новых программ двойных дипломов будет содействовать экспорту российского образования по всему миру. Мы стремимся занять позицию драйвера совместных образовательных программ, аккумулируя лучшие практики и экспертизу в этой области».
— Ольга Ким, проректор по молодежной политике и международному образованию БФУ им. И Канта
Более того, ценность специалиста, прошедшего обучение в разных странах и имеющего два или больше дипломов, на международном рынке труда возрастает в разы.

Источник: РИА Новости