Бывший схиигумен Сергий (Романов Н.В.) — знаковая фигура для новейшей истории церковных расколов. Но широкой общественности Романов стал известен не только тем, что вошел в оппозицию Московскому патриархату и учинил раскол в Русской православной церкви, но и своими скандальными заявлениями о гражданских и церковных властях, пандемии коронавируса, евреях и «жидомасонском заговоре», «чипировании» и «электронном концлагере».
Кто же такой бывший схиигумен Сергий, и в чем причина его былой популярности (к слову сказать, быстро сошедшей на нет после его осуждения)?
Отдельно следует рассмотреть биографию Романова. Из открытых источников известно, что родившийся в 1955 году Николай Васильевич Романов, бывший милиционер, а затем работник торговли, задолго до своего пострига, в 1986 году, был осужден за разбой, кражу и умышленное убийство. Романов отсидел в исправительной колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов 13 лет, был освобожден условно-досрочно на 3 месяца раньше установленного срока в 1997 году.
Еще будучи в заключении, Романов заинтересовался религией, участвовал в строительстве храма свт. Николая на территории колонии. После освобождения был по собственному желанию отправлен в монастырь во имя Новомучеников Российских в г.Алапаевске, где прожил полтора года послушником. Затем в 1998 году он поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, но был исключен из-за систематических пропусков занятий.
Далее в 2000 году Романов был направлен на строительство монастыря в урочище Ганина Яма, которое в Русской православной церкви считают местом уничтожения останков расстрелянных членов семьи последнего российского императора Николая II. В этом монастыре Романов позже стал игуменом.
Монашеский постриг Николая Романова состоялся в 2001 году. В том же году он стал иеромонахом. Тот факт, что Романов был рукоположен, будучи убийцей, вызывал критику, так как церковные каноны воспрещают рукоположение в священный сан как лиц, совершивших убийство, так и состоявших более, чем в одном браке. Однако Екатеринбургская епархия сообщала, что в личном деле Романова отсутствовала информация о судимости, а также о трех официальных браках Романова. Позже представители Русской православной церкви сообщили, что рукоположение Романова было совершено в виде исключения по причине искреннего раскаяния Романова в содеянном. В 2006 году Романов принял постриг в великую схиму.
Из монастыря на Ганиной Яме игумена Сергия в дальнейшем после ряда скандалов убрали. Но в 2005 году открылся отстроенный усилиями Романова Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов», при монастыре был открыт центр помощи онкобольным. По его инициативе было также создано несколько скитов, расположенных на Урале. Игумен Сергий стал неформальным лидером общины монашествующих мирян, группировавшихся вокруг монастыря.
В информационное поле Романов попал именно в качестве главы этого сообщества, членов которого называли «царебожниками», так как они особым образом почитают последнего российского императора Николая II в качестве искупителя и тем самым ставят его смерть фактически на одну ступень с искупительной жертвой Иисуса Христа.
Также Романов получил скандальную известность благодаря проведению сеансов экзорцизма (изгнания бесов), хотя в Русской православной церкви, в отличие от Римско-католической, до настоящего времени не разработано регламента, регулирующего данную практику и выдающего официальное разрешение на занятия экзорцизмом. Традиционно считается, что изгонять бесов могут лишь опытные монахи, признаваемые всею церковью в качестве старцев. Однако имевший судимость убийца и многоженец вряд ли мог считаться таковым.
Не меньшую известность принесли Романову его заявления конспирологического характера, в которых «старец» говорил об ИНН, «цифровом рабстве» и «чипировании». Ролики с записью заявлений «старца» его последователи регулярно публиковали на YouTube. При этом монархические идеи и обличения «жидокоммунистов» в устах Романова парадоксальным образом сочетались с почитанием Сталина.
Внимание Екатеринбургской епархии Русской православной церкви схиигумен привлек после громких заявлений, в которых он отрицал существование пандемии COVID-19, что сопровождалось проклятиями и анафематствованием в адрес церковных и гражданских властей и всех тех, кто верит в существование коронавируса. После этого Романову было запрещено проповедовать, но он не обратил на это никакого внимания.
После нарушения запрета на произнесение публичных проповедей Екатеринбургская епархия приняла решение запретить Романова в священнослужении. В то же время, со стороны государства последовал суд, и Романов был признан виновным по статье 20.3.1 КоАП РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и оштрафован на 18 тысяч рублей.
Тем не менее, и после этого Романов продолжил свою сеющую смуту в обществе деятельность, выпуская видеоролики с призывами писать заявления в Следственный комитет о привлечении к ответственности высших лиц государства за «создание фашистского концлагеря Сатаны», имея в виду цифровизацию и технологии искусственного интеллекта, а также биометрических документов. Романов продолжал осуждать Русскую православную церковь и договорился до того, что назвал ее «главным врагом России».
В конце концов, Романов был лишен священного сана, оставшись лишь схимонахом, однако, несмотря на это, продолжал служить как священник и выступать с заявлениями скандального характера, обвиняя Президента Российской Федерации и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в заговоре с масонами, богоборчестве, закрытии храмов и т.д.
Вскоре начался церковный судебный процесс по отлучению Романова от церкви, но ни на одно из его заседаний «старец» не явился, посчитав суд неканоническим. Отлучение Романова было утверждено Патриархом Кириллом в октябре 2020 года заочно.
После публикации видеоролика, в котором Романов призывал монахинь Среднеуральского монастыря отдать жизнь за Россию, в декабре 2020 года было возбуждено уголовное дело. Романову были инкриминированы ч. 3 ст. 110.1 («Склонение к совершению самоубийства»), ч. 3 ст. 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и ст. 330 («Самоуправство») Уголовного кодекса Российской Федерации.
30 ноября 2021 года Измайловский районный суд приговорил Романова к 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. При этом на него и его сторонника и неформального «пресс-секретаря» Всеволода Могучева было заведено дело по п. «в» ч. 2 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства организованной группой»), делопроизводство пока продолжается, показания против Романова уже дали его бывший архиерей — митрополит Кирилл (Наконечный) и игумения Варвара (Крыгина), настоятельница Среднеуральского монастыря, покинувшая монастырь в начале конфликта Романова с правящим архиереем.
В проповедях Романова, как гласит обвинение, содержались высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды по отношению к евреям, мусульманам и католикам «по признакам национальности и религии». Также выступления содержали «унижающие их характеристики».
Помимо прочего, бывший схиигумен, будучи ковид-диссидентом, призывал бойкотировать голосование за поправки в Конституцию Российской Федерации, просил у Президента Российской Федерации передать ему власть и т.д.
В целом, представления о «заговоре врачей» были распространены и до Романова, он являлся лишь ретранслятором передаваемых из уст в уста страхов. Исследовавшая этот вопрос Ахметова М.В. отмечает, что «отношение, смыкающееся с отрицательным отношением к иноземцам и евреям, отражается во множестве текстов русской культуры, начиная от пародийных сборников рецептов XVII в., где выдаваемые иноземными аптекарями лекарства изображаются как излечивающие от жизни до основанных на мотиве лишения здоровья под видом лечения идеологем 1930–50-х гг. («врачи-вредители», «убийцы в белых халатах»)» [1] .
Что касается намерений Романова построить самый большой православный храм и крестить там китайцев, это связано, прежде всего, с мифологемами китайского нашествия (согласно наиболее распространенной версии, китайцы якобы захватят территорию России до Урала), возникших еще на рубеже XIX – XX вв. (также эсхатологический образ китайцев связан с представлениями об их многочисленности). В народных представлениях, однако, ниша «врагов России» прочно занята не ими, а евреями, роль китайцев скорее служебная, их «натравливает» «жидовское правительство». А так как они являются лишь инструментом, будучи, с точки зрения православных, язычниками, они в будущем могут принять православие, обратиться в истинную веру.
Отождествление масонов с евреями — авторами «мирового заговора», происходит в конце XIX в. и популяризируется С.А. Нилусом, отмечает Тарабукина А.В. [2] В свою очередь, Ахметова М.В. пишет, что «в России рубежа XIX и ХХ вв. эсхатологический антисемитизм заключался в представлении о существовании тайной иудео-масонской организации, стремящейся возвести на мировой престол Антихриста, прежде уничтожив православное христианство. Для этого она подрывает существующий строй и нравы в России через своих ставленников» [3] .
Страх перед ИНН и паспортами также характерен для эсхатологически настроенных православных. Эти страхи коренятся во мнении, что перечисление способно установить власть считающего над считаемым.
[1] Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М., 2011. С. 64.
[2] Тарабукина А. В. Фольклор и культура прицерковного круга. Дис. … канд. филол. наук. СПб.: ИРЛИ РАН, 2000. Электронный вариант публикации: [http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/books/Tarabukina/arina_tarabukina.html].
[3] Там же. С. 178.
Что же касается влияния нынешнего времени на обострение таких настроений, то это тоже целиком закономерно. В последние годы крайне обострилась политическая ситуация, против России фактически идет необъявленная война со стороны коллективного Запада, как следствие ухудшилась и экономическая ситуация. Все это создает ощущение нестабильности и страха у указанных категорий верующих, чем умело пользуются разного рода псевдо-старцы, рекрутируя себе приверженцев именно из числа такого рода людей, которые, ложным образом понимая смысл духовничества и послушания, по сути, сами готовы вверить себя в руки «духовных наставников», подобных Романову, которые и начинают ими легко манипулировать».
Так как официальная РПЦ не поддерживает такие умонастроения, Романов и его последователи относятся с недоверием к церковному начальству, таким образом позиционируя себя более «знающими» по сравнению с большинством верующих. Харизматическая власть Романова над своей паствой дает им ощущение «избранности», а самого Романова делает в их глазах непогрешимым, ведь именно он транслирует им то, что не транслируют другие священнослужители, а все церковные иерархи, с их точки зрения, вообще находятся в «сговоре» с «жидомасонскими» властями. Правда, отдельно Романов выделял предыдущего Патриарха Московского и всея Руси — Алексия II, который, по мнению Романова, не подчинился «жидовскому режиму» и поэтому якобы умер не своей смертью.
Враждебность к техническому прогрессу также входит в образ мысли Романова. Он признавался, что платил деньги руководству Екатеринбургской епархии, чтобы монастырю не был присвоен ИНН, а также утверждал, как и многие апокалиптики, что в ИНН присутствует т.н. «число Зверя» — 666, а вся информация о населении хранится на пресловутом суперкомпьютере «Зверь». Также Романов приписывал зловещие функции технологиям 5G, а вакцинацию от коронавируса считал «чипированием» населения. Между тем, следует отметить, что, несмотря на недоверие к технологиям, Романов записывал свои обращения на видео, а затем его приспешники публиковали их в интернете.
Таким образом, наблюдается фундаменталистский взгляд: страх перед технологиями сочетается у Романова с их пользованием в целях распространения информации, а также с вплетением в речь научных или околонаучных терминов (напр., рассказы Романова об изменении структуры ДНК под воздействием 5G).
Фундаментализм как явление является продуктом модерна, ответом на секуляризм, детищем борьбы религиозного сознания с научным рационализмом, который, однако, не может не влиять на религиозность. Также основным отличием фундаменталистского мировоззрения является стремление к переносу религии в политическую сферу [1] , отсюда и такой своеобразный «диалог» Романова с российскими властями посредством видео-обращений.
Паства Романова продолжает внимательно следить за судебным процессом над своим «старцем», предлагая поддержать его молитвой и обращениями в Московскую патриархию в надежде на милосердие и сострадание со стороны Патриарха Кирилла, однако не беря во внимание тот факт, что церковный суд уже давал возможность Романову раскаяться и прекратить делать скандальные заявления, а также прекратить деятельность, которая его паствой воспринимается в мессианском ключе. Но Романов даже не пытался пойти на компромисс и игнорировал епархиальные суды.
[1] Армстронг К. Битва за Бога: История фундаментализма. М., 2013.
Последователи Романова считают высказывания Романова проявлением смелости и чуть ли не подвигом, но при этом отказывают как церковным, так и государственным структурам в легитимности, взывая к христианскому милосердию и обвиняя суд в несправедливости. Романов для своих духовных чад — «истинный старец», «мученик за веру», гонимый государством и «отпавшей от истины» церковью.
Таким образом, Романов — продукт эсхатологически настроенного радикального религиозного сознания, сочетающий в своем мировоззрении набор широко распространенных страхов, чаяний и надежд. Его личность стала привлекательной для многих верующих вследствие как личной харизмы, так и эксклюзивистской подачи информации. Он стал неким рупором «низового» православия, окружив себя ореолом неотмирности (благодаря статусу схимонаха) и при этом сочетая образ схимника с предельной вовлеченностью в актуальные общественные и политические вопросы и экспрессивной реакцией на них.
Представляется вероятным, что в народной православной среде существует запрос на яркого духовного лидера, максимально близкого к своей пастве, способного на решительные заявления и отстаивающего «истинное православие». Такой духовный лидер ретранслирует циркулирующее в народных массах недоверие к государственным и церковным властям, а следующие за его заключением события интерпретируются в таком же эсхатологическом ключе: он представляется великим подвижником и молитвенником за Россию, которого судят «судом неправедным».
Широкий общественный резонанс, вызванный судебным процессом над Романовым, в последнее время практически угас, однако его последователи продолжают следить за судебным процессом. По мере его продолжения, вплоть до вынесения соответствующего приговора по рассматриваемым судом статьям, существуют риски возникновения очагов напряженности и расширения круга последователей бывшего схиигумена.
Автор: Ангелина Делеске