«Город Солнца» или «Город грехов»: сектовед о деле Церкви последнего завета

22 сентября в поселении Тиберкуль («Город Солнца», «Обитель рассвета») в Курагинском районе Красноярского был задержан основатель и глава Церкви последнего завета Сергей Тороп (Виссарион). Вместе с Торопом был задержан Вадим Редькин, исполняющий функции его пресс-секретаря, и Владимир Ведерников, являющийся руководителем школы «Истоки», где обучаются дети последователей Церкви последнего завета. Медиа пространство тут же наводнила самая разнообразная информация, интервью с участниками событий, экспертные мнения и т.д. В попытке выстроить последовательность событий приходиться сталкиваться с большим количеством вопросов, на которые нельзя получить конкретные ответы, полагаясь лишь на информацию СМИ.

В связи с этим, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации было принято решение разобраться в запутанной истории. Для этого было проведено интервью с доктором теологии Венского университета, кандидатом социологических наук, председателем Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем. В ходе разговора были рассмотрены не только аспекты самого дела, но и проведен анализ экспертных мнений, а также сопутствующих событий.

«Почему это важно сейчас? Я не видел ни одного материала по Виссариону, равно как и по иным сектам в СМИ, в которых не было бы, с моей точки зрения, грубых искажений или ошибок. Но есть хорошая новость: так было, и так будет всегда, такова природа СМИ. Вот с этой вот «радостной ноты» можно начать!»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Церковь последнего завета — новое религиозное движение (далее — НРД), основателем которой является Сергей Тороп (Виссарион). Последователей Церкви называют также «виссарионовцы». По информации из открытых источников, впервые организация была зарегистрирована в 1994 году с названием «Община единой веры», место нахождения — город Минусинск Красноярского края. В 1995 году. Община была перерегистрирована как «Церковь последнего завета», а ее новым местонахождением стало село Черемшанка Курагинского района Красноярского края. Там на 250 гектарах земли рядом с озером Тиберкуль началась постройка экспериментального экологического поселения. Согласно данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации, курагинская местная религиозная организация «Церковь Последнего Завета» зарегистрирована 14 ноября 2002 г. Церкви последнего завета свойственен религиозный синкретизм[1], вероучение уделяет особое внимание эсхатологии[2].

Первые сообщения СМИ, которые появились после задержания Виссариона и его окружения, раскрыли некоторые подробности дела. Однако уже с этого момента стали заметны и некоторые расхождения, которые не видны незаинтересованному наблюдателю, однако оказывают свое влияние, создавая определенный (скорее негативный) образ Церкви последнего завета. Например, сообщалось, что в операции по задержанию Торопа участвовали несколько десятков вооруженных людей в форме и гражданской одежде (сотрудники Следственного комитета и ФСБ), прибывшие в «Город Солнца» на вертолетах. Вместе с тем, СМИ связывали задержание Торопа и его сподвижников с обысками и допросами в общине Виссариона, которые в феврале прошлого года проводили следователи в рамках уголовных дел о коррупции и мошенничестве в отношении руководства школы «Истоки».

По мнению Владимира Мартиновича несмотря на все реализуемые попытки, СМИ просто не могут в достаточной степени точно отражать «специфику нетрадиционной религиозности». В частности, это связано не только с недостатком понимания объекта описания, но и с попыткой непрофессионально сжато объяснить многогранные и сложные реалии сектантства, что, по мнению эксперта, сложно дается даже специалистам. В этой связи Владимир Мартинович дал небольшую характеристику Церкви последнего завета и самому Сергею Торопу, отметив, однако, что за имеющееся время невозможно дать даже краткое введение.

[1] Религиозный синкретизм — это смешение разнородных религиозных элементов, обрядов, культов, верований в одном религиозном течении.

[2] Эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

«Если брать не то, что говорят СМИ, а самого Виссариона и его общину, то это достаточно интересная секта. В Синодальном центре сектоведения сейчас на учете стоит 5420 сект и, собственно говоря, каждая из них интересна в той степени, в какой она привносит что-то новое, оригинальное в мир сектантства. То, чего раньше не было. Виссариону это удалось, особенно на уровне визуального ряда: архитектурный ансамбль, община, выживающая в достаточно суровых для таких групп условиях. В результате Церковь последнего завета смогла заслужить внимание не только отечественных, но и западных исследователей. То есть это одна из тех современных российских сект, которая достаточно быстро узнаваема и известна современным специалистами. Если учитывать десятки тысяч действующих в мире НРД, то это достаточно серьезное достижение. Сейчас организация находится в процессе трансформации из синкретических в утопические НРД. Если суд установит виновность Виссариона и его посадят в тюрьму, это ускорит процесс трансформации»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Позже в тот же день (22 сентября) стало известно, что Торопу, Редькину и Ведерникову будет предъявлено обвинение по части 1 статьи 239 УК РФ, пунктам «а», «б» части 3 статьи 111 УК РФ (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинение тяжкого вреда здоровью двум и более лицам). «По версии следствия, в целях извлечения дохода от религиозной деятельности они привлекали денежные средства граждан, а также применяли к ним психологическое насилие, в результате длительного воздействия которого части последователей религиозной организации причинен тяжкий вред здоровью», — говорилось в официальном сообщении Следственного комитета. Кроме того, уже тогда в СМИ появились первые сообщения о том, что следствие также намерено проверить информацию о предполагаемых связях между руководством ЦПЗ и «высокопоставленными красноярскими чиновниками». Вместе с тем, необходимо отметить, что в открытых источниках за более чем 10 лет не появлялось материалов, связанных с пострадавшими от действий представителей Церкви последнего завета. Эту информацию подтверждает и наш эксперт. Он отмечает, что пик жалоб на деятельность этого нового религиозного движения приходится на последнее десятилетие прошлого XX и первые года нынешнего XXI века.

«Я работаю непосредственно с 1997 года… Это были действительно тяжелые случаи, в том числе нам говорили о смертях, о самых разных вещах, касающихся данной организации… Впоследствии… количество пострадавших от Церкви последнего завета, которые по крайней мере обращаются к специалистам, многократно уменьшается. За последние 5 лет был всего один случай, да и тот на уголовное дело не тянет точно. То есть организация, по моим наблюдениям, смягчила свои методы и формы работы с последователями. В противном случае пострадавших было бы столько же, сколько и раньше»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Специалист отметил, что несмотря на то, что обращения имели место, проверить их (тем более — наблюдателю из Белоруссии) просто невозможно. Известно, что жалобы перенаправлялись в соответствующие органы: милицию, Следственный комитет. Однако практически в каждом из известных случаев делам не давали хода, а случаи не регистрировались, что сегодня является главной проблемой при работе с Церковью последнего завета.

«Проблема состоит в том, что, когда эти случаи были, они не были вовремя проверены, задокументированы соответствующими органами, уголовные дела по ним не были заведены. Сама специфика работы большинства сектоведов изначально не предполагает документации таких случаев. Сектоведы не имеют права проводить оперативно-розыскную деятельность, собирать какие-то данные, выходящие за границы общедоступной информации. Простой пример, я веду прием людей бесплатно и на анонимной основе: если человек сам не выразит желание, я не могу у него спросить даже его имя, не говоря уже о телефоне для обратной связи и прочих личных сведениях. Если человек считает для себя возможным поделиться этими сведениями, он их сообщает. В подавляющем большинстве случаев этого не происходит. В обязательном порядке фиксируется только тема обращения (для общей статистики тем запросов). Человек знает, что он сохраняет анонимность, а сектовед финансово никак не заинтересован при любом варианте развития запроса. Сектовед отвечает на вопросы в сфере его компетенции, но нарушения Уголовного кодекса в нее не входят, человеку рекомендуется обратиться в органы госуправления. Как бы красочно и наглядно пострадавший от секты не передавал свой опыт пребывания в ней, его слова еще не являются доказательством. Пострадавшие, сами того не понимая, не в меньшей степени склонны искажать информацию о своем опыте пребывания в секте, чем те же секты, которые рисуют радужные картины пребывания в них. Ввиду того, что оперативно-розыскная и судебная системы в деле Церкви последнего завета своевременно не сработали, весь тот массив обвинений и криминала, который предположительно произошел тогда, зафиксирован не был. Мы не знаем, насколько все это было достоверно… Получается так, что первое десятилетие XXI века в Российской Федерации эту организацию не трогали. Причем, судя по всему, не трогали, потому что у нее были какие-то связи, какая-то «крыша», как это принято сейчас говорить, организация была неприкосновенной. Ситуация, когда какая-то секта оказывается неприкосновенной, встречается достаточно часто в разных странах мира, и Российская Федерация не является исключением. Сегодня существует немало неприкосновенных организаций, т.е. строго говоря, ничего в смысле некорректного и неадекватного отношения к сектантству не поменялось. Сейчас за Церковь последнего завета взялись, пытаются найти какие-то факты, в отсутствии которых нас до этого регулярно уверяли»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

В тоже время эксперт допустил, что за последние несколько лет, российскими правоохранительными органами могло быть проведено масштабное исследование деятельности Церкви последнего завета, ее лидера и последователей, были найдены факты криминальной деятельности. Однако это может быть не просто работа с пострадавшими, но и криминальная деятельность в финансовой сфере, которая могла пока не получить широкой огласки. Утверждать наверняка, по мнению В. Мартиновича, можно лишь в том случае, если ознакомиться с соответствующими материалами расследования.

«По сумме того, что мне сейчас известно из последнего периода деятельности секты, нет оснований считать арест Виссариона обоснованным. Факты прошлого включают в себя много человеческой боли и слёз, поломанных жизней и проблем, но все это, к сожалению, не был зафиксировано надлежащим образом и по чисто формальным основаниям является не более чем мощным косвенным свидетельством»

Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Тем временем, 23 сентября стало известно, что Тороп, Редькин и Ведерников были доставлены в Новосибирск, где по постановлению Центрального районного суда Новосибирска они были арестованы на два месяца и помещены в СИЗО. Тогда же стало известно, что адвокат арестованных Иван Хорошев намерен обжаловать решение Центрального районного суда Новосибирска. Хорошев упомянул, что его подзащитные уже давно были готовы именно к такому развитию событий. В этой связи адвокат добавил, что задержание Торопа могло иметь экономическую подоплеку: 4 года назад члены Церкви последнего завета, проживающие в поселке Жаровск, создали петицию против планов строительства дороги через их поселение к Ак-Сугскому медно-молибденовому месторождению. То есть задержание Торопа в этом контексте рассматривается как месть определенных предпринимателей, оказавших влияние на правоохранительные органы. Эта версия была подхвачена многими СМИ и неоднократно воспроизводилась в последующее время в разных вариациях. Так, например, издание «Новая газета» опубликовало версию (основанную на словах одного из арестованных — Вадима Редькина), согласно которой участие последователей ЦПЗ в производстве рубленых домов (что приносило общине Виссариона определенный доход), вошло в противоречие с интересами предпринимателя Константина Богомолова, который занимался аналогичным производством в Красноярском крае и будто бы выполнял заказы для высокопоставленных служащих Федеральной службы охраны. Кроме того, в материале сообщается, что Богомолов является заместителем атамана Союза казаков-воинов России и Зарубежья, а также входил в состав Рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере защиты российских граждан от мошеннических действий сект. Редькин полагает, что общественное положение Богомолова вместе с его связями с ФСО позволили ему оказать давление на правоохранительные органы, что и привело к задержанию Торопа и его ближайшего окружения. Кроме того, Редькин указывает, что Богомолов уже выступал против ЦПЗ, однако делал он это от лица казачьего сообщества и говорил не о бизнес сфере, а о духовной угрозе, которую несет община Виссариона. В добавление к этому Богомолов утверждал, что ЦПЗ финансируется из США.

Однако, по мнению Владимира Мартиновича, все не так просто, как это преподносится в СМИ. То есть обозначенные в открытых источниках события, которые могли спровоцировать правовые и иные гонения на ЦПЗ скорее являются поверхностными, а степень опасности нового религиозного движения — искаженной. Эксперт утверждает, что общество реагирует не на то, что реально происходит в мире сект, а на свое собственное достаточно искаженное представление о том, что там происходит. Этому способствуют и сформировавшиеся мифы о развитии и деятельности новых религиозных движений. Например, существует миф, что самое большое количество и самая активная деятельность новых религиозных движений относится к 90-м годам.

«На самом деле можно доказать, что в России в 90-е годы XX века действовало примерно в 10 раз меньше сект, чем сейчас. Но общество реагирует не на те ситуации, когда сект очень много или очень мало. У общества есть своя логика реакции на сектантство… Одни секты вообще не замечаются, другие считаются доминирующими, но на самом деле они в меньшинстве… Искажается также и представление о степени опасности, причем так же сильно, как и представление о других содержательных моментах, касающиеся сектантства… В наиболее радикальных вариантах искажений действительно опасные секты игнорируются, а безопасные группы становятся объектом преследований. Когда мы говорим, что сейчас Россия, либо какое-то другое государство резко озаботилось проблематикой сектантства, для меня это не является вопросом о том, что секты делают не так. Вопрос в том, почему конкретно, в силу каких причин (социальных, политических, экономических, культурных, религиозных, каких угодно), какие-то институты общества решили обратить внимание на проблематику сектантства в означенное время и в означенном контексте. Доказуемо, что политические круги Российской Федерации, равно как и Беларуси и большинстве других стран, ситуацию с сектантством в стране не знают… В России, по моей информации действует не менее 15 000 разных сектантских сообществ без учета филиалов. Динамика развития сектантства такова, что ежегодно появляется несколько сотен новых групп, а несколько сотен распадается. Когда естественным образом в стране приходят и уходят сотни организаций, попытки искусственного запрета какой-то одной из них выглядят достаточно странно… Они могут быть естественным следствием глубокого и внимательного мониторинга конфессионального пространства в стране, выявившего особую опасность какой-то группы, но такой работы в России не проводится. А в ситуации, когда мы достоверно знаем, что мониторинга нет, неизменно возникает вопрос о случайном и ситуативно обусловленном характере любых претензий к сектам со стороны государства. Не знаю, есть ли в настоящий момент юридические основания для означенных действий властей, либо за арестом Виссариона стоят какие-то политические, экономические или иные мотивы. Но тот же недавний запрет Свидетелей Иеговы является наглядным примером безграмотных и необоснованных с позиций сектоведения действий властей Российской Федерации в области работы с сектами»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

В тоже время, пока в СМИ идет активное обсуждение ситуации с Церковью последнего завета, самим Виссарионом и его последователями, в информационное поле вбрасывается дополнительная информация. 1 октября СМИ сообщили, что было заведено уголовное дело в отношении настоятеля храма Летающего Макаронного монстра в Нижнем Новгороде Михаила Иоселевича по статье 284.1 УК РФ («Участие в деятельности нежелательной организации»). Также сообщается, что в квартире у вискария[1] Иосилевича был проведен обыск, в результате которого изъяты смартфон, шесть ноутбуков и три флешки; ранее несколько человек были задержаны прямо в храме Летающего макаронного монстра на тренинге.

[1] Вискарий — человек управляющий ХраЛММом согласно межцерковной российской пастафарианской классификации. В Нижнем Новгороде это вискарий Михаил (Тарелкович) Вилка — Нижегородский. http://xpalmm.ru/events/viskariy

Нужно отметить, что Михаил Иосилевич — это тот самый человек, который несколько лет назад прославился тем, что добился разрешения сфотографироваться на водительские права с дуршлагом на голове. Других новостей, связанных с резонансной деятельностью пастафариан в Сети, не появлялось. Поэтому задержание Иосилевича наравне с лидером Церкви последнего завета особенно привлекает внимание. По мнению Владимира Мартиновича, такие действия лишь подтверждают общее правило неадекватности реакций общества на сектантство.

«Макаронные монстры активно эпатируют общество и относятся к так называемому «игровому сектантству», в котором все в шутку и всерьез одновременно. Сложно придумать лучшую иллюстрацию неадекватности реакций на сектантство, чем «уголовное дело в отношении Макаронного монстра». В лучших традициях 1990-х силовой блок не реагирует на нарушения закона сразу, а ожидает политических сигналов для того, чтобы среагировать. На секты, наносящие вред не реагируют, потому что они «маленькие», либо имеют в свою очередь какое-то покровительство. А такие организации, как храм Летающего Макаронного монстра обвиняются во всех тяжких грехах — на них оказывается давление. Это печально. В тех странах, где количество примеров неадекватной реакции значительно превосходит случаи грамотной и адекватной работы с сектами, можно говорить о провале конфессиональной политики государства. Насколько далеко зашла ситуация в Российской Федерации, думаю, Вы лучше меня знаете»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Вместе с тем, в связи с делом Церкви последнего завета, 24 сентября стало известно, что постановление Центрального районного суда Новосибирска об аресте Ведерникова было обжаловано. Вскоре аналогичная информация была опубликована в отношении Торопа и Редькина. Также в течение 23 сентября стали появляться подробности о проведении обысков в «Городе Солнца» после задержания Торопа и его окружения. СМИ сообщили, что в домах последователей ЦПЗ были найдены ювелирные украшения, деньги на сумму более 3 миллионов рублей, алкоголь и оружие. Также сообщается о нахождении изображений с детской порнографией и продукции из категории «товары для взрослых». Позднее, однако, выяснилось, что все найденное оружие было зарегистрировано. Тем не менее, известно, что правоохранители намерены провести экспертизу оружия на предмет его возможных кустарных переделок.

Важно отметить, что среди зафиксированных случаев, когда проводились обыски у лидеров, последователей или в общинах новых религиозных движений, СМИ каждый раз обращают внимание на нахождение определенных предметов: оружия, порнографии т.д. Однако никогда не делается акцент на причинах существования всех этих вещей в собственности подозреваемых, а если и делается, то только в связи с заявлениями об общественной угрозе. Вместе с тем, по мнению эксперта нет ничего удивительного и странного в таких находках. Вопрос лишь в том насколько правдива информация о них.

«В истории сектантства есть множество примеров самых извращенных сексуальных практик, но случаи с нахождением детской порнографии крайне редки. В «кулуарах» секты можно найти многое, например, наркотики. Но было ли все это в Церкви последнего завета я не знаю, потому что СМИ особо не доверяю… Наличие больших сумм денег, это вообще не новость, большой крамолы тут нет. Оружие тоже не новость. Таких примеров в истории сектантства достаточно. Нашли ли его действительно у Виссариона — неизвестно. Нужно смотреть на материалы оперативной разработки. Но тут есть важный момент. Дело в том, что секты, складирующие оружие, крайне редко его используют впоследствии. Эти группы одержимы тем, что их все обижают и все преследуют, мир испорчен, по некоторым версиям, скоро наступит Апокалипсис, Конец Света. Для того, чтобы выжить в условиях Апокалипсиса, они запасаются едой, оружием, топливом, медикаментами. Есть примеры, когда секты использовали оружие. Как пример Аум Синрикё[1], Ветвь Давида[2], Народный храм[3] и др. Они и складировали оружие, и использовали его. В остальных случаях госорганы, находящие много оружия, справедливо возмущаются и наказывают секту. Но мы должны понимать, что, несмотря на справедливость наказания за хранение оружия, это наказание за особенности вероучения религиозной группы, наказание за ее страх, боязнь мира и агрессии с его стороны. При этом страх секты вызван помимо всего прочего ее пониманием уже упомянутой несправедливости общественных наград и наказаний НРД. Здесь мы вплотную подходим к более глобальной проблеме генезиса сектантства. Если кратко: само общество порождает и поддерживает тех монстров, видом которых впоследствии ужасается и с которыми отчаянно борется в свободное от вскармливания новых таких же монстров время»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Позднее и в течение нескольких дней после задержания Торопа, Редькина и Ведерникова в СМИ публиковались материалы, содержащие подробности внутренней жизни ЦПЗ, которые будто бы подтверждают ужасные реалии жизни в «Городе Солнца». Вместе с публикацией подробностей внутренней жизни ЦПЗ в первые дни после задержания Торопа стали появляться первые оценки сложившейся ситуации от экспертного сообщества. Так, информационное агентство ТАСС опубликовало мнение профессора Амурского государственного университета, религиоведа А.П. Забияко, согласно которому факт ареста Торопа как харизматического лидера ЦПЗ не несет серьезной угрозы ее существованию. Ученый полагает, что ЦПЗ может быть «переформатирована» изнутри, а ее новые лидеры могут сохранить лояльность Торопу. Широко разошелся по СМИ комментарий профессора Сибирского федерального университета Н.П. Копцевой: она также выразила сомнение, что община Виссариона прекратит свое существование, даже если она будет ликвидирована как юридическое лицо. Копцева подчеркнула, что объединения такого типа не создаются просто одной волей их основателя. Последователи ЦПЗ не откажутся (во всяком случае сразу) от установившихся между ними психологических, социальных и даже экономических связей, а также от ставшего привычным образа жизни. Кроме того, Копцева подчеркнула, что инкриминируемые Торопу случаи психологического насилия доказать будет сложно. Тем не менее, она добавила, что раз обвинения выдвинуты, то доказательства рано или поздно будут найдены.

[1] Аум Синрикё — религиозная организация, в настоящий момент признанная террористической и/или запрещена на территории Евросоюза, США, Канады, России и многих других стран. Учение организации вобрало в себя элементы буддизма, индуизма, христианства, даосизма, идеи Айзека Азимова и Нострадамуса, а также основывалось на скором ожидании Третьей мировой войны и конца света. Основана японцем Сёко Асахарой в 1987 году. В 1995 году последователи «Аум Синрике» совершили крупнейший теракт в истории Японии: члены секты распылили в токийском метро нервнопаралитическое вещество зарин. Погибли 13 человек, пострадали более шести тысяч человек. Сёко Асахара был арестован через два месяца после теракта, его приговорили к смертной казни через повешение в 2004 году. Казнь приведена в исполнение 6 июля 2018 года.

[2] Ветвь Давидова — религиозная организация, созданная в 1955 году после многочисленных расколов внутри Церкви адвентистов седьмого дня Дэвидом Корешем в США. Члены организации Ветви Давидовой жили на ранчо «Маунт Кармел» неподалеку от города Уэйко в штате Техас. В мае 1992 года сотрудники американского Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (BATFE) узнали о наличии оружия на территории ранчо и установили за ним наблюдение. 25 февраля 1993 года Бюро получило ордер на обыск ранчо. 28 февраля попытка обыска закончилась перестрелкой, в результате которой погибли 10 человек. На поддержку к BATFE прибыли сотрудники ФБР и Национальная гвардия США. «Маунт Кармел» была окружена. Осада ранчо длилась 51 день. Все закончилось 19 апреля 1993 года, когда сотрудники ФБР начали штурм «Маунт Кармел» с применением вертолетов и бронетехники. На ранчо вспыхнул пожар, в котором погибли четыре агента BATFE и 82 члена Ветви Давыдовой, в том числе 20 детей и сам Дэвид Кореш.

[3] «Храм народов» — новое религиозное движение, основанное в 1955 году Джимом Джонсом в Индианаполисе, штат Индиана. Из-за государственных гонений в 1974 году в джунглях Гайаны несколькими членами организации «Храм народов» было основано поселение Джонстаун. Несколько лет спустя в поселок переехал основатель организации Джим Джонс и более 900 его последователей. 18 ноября 1978 года более 900 поселенцев, включая детей и младенцев, совершили массовое самоубийство, добровольно приняв цианид. Глава «Храма народов» Джим Джонс позднее был найден мертвым с пулевым ранением в голове.

На следующий день после ареста Торопа в СМИ был опубликован развернутый комментарий старшего научного сотрудника Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», религиоведа Б.К. Кнорре. Он полагает, ЦПЗ стала жертвой, во-первых, российского антикультистского движения, во-вторых — «силового произвола», который, по мнению эксперта, выражается в излишней подозрительности правоохранительных органов к сообществам с ярко выраженным специфическим образом жизни. Кнорре подчеркнул ценность общины Виссариона как сообщества, успешно осуществляющего сельский образ жизни на фоне его постепенного отмирания в большинстве регионов России.

Необходимо отметить отдельно высказывание уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае М.Г. Денисова В задержании Торопа правозащитник видит «политический заказ» высокопоставленных представителей правоохранительных органов, задачей которого является поиск каких угодно доказательств, достаточных для ликвидации ЦПЗ. Кроме того, правозащитник пытается проводить исторические аналогии между делом Торопа и периодическими гонениями на старообрядцев в царской России.

Также в СМИ широко представлены высказывания профессора Московского государственного лингвистического университета Р.А. Силантьева. Он прямо сравнивает ЦПЗ с такими одиозными НРД как Белое братство и Аум Синрикё. Силантьев прямо обвинил Торопа во властолюбии, сластолюбии и стремлении к наживе. Эксперт не скрывает своего неприязненного отношения к Торопу, прямо называя его «мошенником» и «проходимцем».

Владимир Мартинович охарактеризовал некоторые из имеющихся высказываний. Так, на его взгляд, действительно нельзя исключать экономические и политические мотивы ареста. Эксперт заявил, что существует не один пример, когда новое религиозное движение конфликтует с непосредственным окружением общины (жители близлежащих жилых районных центров, городов). Такие конфликты как раз чаще всего заканчивались тем, что НРД объявляется опасным, его прогоняют с места расположения и завладевают землей. Вместе с тем Мартинович убежден, что сравнения, которые пытаются проводить Силантьев и Денисов совершенно некорректны и не отражают действительности.

«Речь идет о разных типах сект, которые по своей содержательной направленности отличаются друг от друга настолько, что некорректно проводить такое сравнение. У них разные методы работы, разные цели и задачи, все разное… Аум Синрикё — это одна из немногих в истории сектантства организаций, о которых можно сказать, что она действительно наносила очень серьезный вред… Что касается старообрядцев, я не понимаю, как возможны такие сравнения. Это совершенно некорректно. Забияко и Копцева правы: организация не распадется. А вот Кнорре, обвиняя во всем антикультовое движение, идет на поводу достаточно распространенного стереотипа»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Между тем, 25 сентября стало известно, что прокуратура Красноярского края по итогам проверки деятельности ЦПЗ установила факты, дающие основания ликвидировать ее в судебном порядке. По заключениям экспертов прокуратуры, материалы ЦПЗ содержат доктринальные рекомендации, ограничивающие право на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, свободу совести, право на защиту семьи, материнства и детства, на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В учении Торопа-Виссариона допускается признание суицида и неоказания медицинской помощи, стимулирование зависимого поведения, нарушение сексуального поведения, пренебрежение принятыми нормами брака. Иск о ликвидации ЦПЗ и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц уже направлен в суд.

25 сентября появилась информация, что на Дмитрия Кистерского, бывшего последователя ЦПЗ, намеревающегося выступить свидетелем в предстоящем судебном процессе над Торопом, совершено нападение с применением холодного оружия. О себе Кистерский сообщает, что после присоединения к ЦПЗ в 1997 году он некоторое время будто бы входил в круг ближайших учеников Торопа и неоднократно контактировал с ним напрямую. В 2014 году Кистерский разорвал отношения с ЦПЗ, однако остался жить в селе Тюхяты, большинство населения которого состоит из активных последователей ЦПЗ. После этого он стал подвергаться травле со стороны членов общины Виссариона, а затем подвергся нападению.

Возникает множество вопросов, так на данном этапе практически невозможно спрогнозировать развитие событий в деле Церкви последнего завета. Вместе с тем, от развития этой истории может зависеть не только судьба самого нового религиозного движения и его лидера, но она может затронуть и простых россиян. Предостережения озвучил и Владимир Мартинович.

«Очень многое будет зависеть от того, сохранятся ли там сооружения, которые уже построены. Там много разных культовых построек, с достаточно оригинальной архитектурой. Организация однозначно не исчезнет, даже если ее запретят, как и Свидетелей Иеговы. Вопрос только в том, будет ли община без Виссариона существовать именно там, либо будет ждать его освобождения в рассеянии по регионам России? Более того, история сектоведения показывает, что разрушение основного места дислокации секты может привести к многократному ее укреплению и развитию. На месте российских властей я бы даже и не думал об изгнании секты с ее насиженного места. Помимо прогнозируемого роста ее влияния в этой ситуации, она может также радикализироваться. Подумайте: в общину Виссариона съехались люди, которые продали все свое имущество, как это сделали, например, некоторые люди из Беларуси. Шаг сам по себе достаточно смелый, многое говорящий о решимости людей его совершавших. Теперь представим себе несколько тысяч людей, которых лишили дома, пропитания и вообще всего. Что они будут делать? Будут сидеть спокойно и чего-то ждать? Все это открывает путь к радикализации. История знает много примеров, когда сажали лидеров самых разных сект. Диапазон реакций на такое событие включал митинги, организацию юридической поддержки или же организацию международного давления, политические акции, в том числе – какие-нибудь противоправные действия, когда в знак протеста последователи устраивали если не теракт, но что-нибудь взрывали. Могут иметь место самосожжения, самоубийства – все это история тоже знает. Но если что-нибудь из этого произойдет, мы должны ясно понимать, что деструктивные реакции спровоцированы именно арестом лидера. Их причина будет не в том, что мы имеем дело с сектой, а в том, что секта была спровоцирована органами государственного управления. Скажу достаточно смелую вещь: секты столь же часто устраивали кровавую баню, когда их провоцировали госорганы, как и в силу внутренней логики своего развития. Можно обратить внимание на историю Ветви Давида, Народного Храма и др. В любом случае Виссарион превратится в своего рода героя, мученика за веру, которого будут еще больше любить, уважать, помнить и ждать»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Однако на данном этапе необходимо констатировать, что мы имеем дело со свершившимся фактом. Коме того, история продолжает развиваться. Так, 28 сентября стало известно, что один из арестованных руководителей Церкви последнего завета Вадим Редькин обратился к уполномоченному по правам человека в Красноярском крае Марку Денисову и федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой с жалобами на нарушения, допущенными при его задержании и аресте. Денисов, по сообщениям СМИ, намерен серьезно заняться делом Церкви последнего завета. Кроме того, он заявил, что, поскольку в деле общины Виссариона задействованы федеральные силовые органы, а следственные действия проводились на территории нескольких субъектов, основную роль в нем сыграет центральный аппарат уполномоченного по правам человека.

В связи с дальнейшим развитием ситуации и возможной угрозой радикализации последователей Виссариона возникает вопрос, что можно сделать с уже свершившимся фактом ареста Торопа?

«Здесь все просто. Если правоохранительные органы уже что-то нашли в ЦПЗ, то следователям, которые ведут это дело, нужно максимально объективно проверить все установленные факты. То есть действительно ли имели место какие-либо нарушения или же факты «притянуты». Если нарушения очевидны и доказуемы, нужно обязательно сделать их максимально публичными. То есть показать, что речь не идет о надуманных преследованиях по политическим мотивам, а о конкретных преступлениях, которые влекут конкретное наказание. Причем здесь силовым структурам важно наладить диалог с экспертами. Телевидение или газеты сообщают о том, что в ЦПЗ что-то нашли. Я знаю огромное количество примеров, когда СМИ сообщают о чем-то подобном, а потом оказывается, что ничего и не было. То есть, для начала нужно убедить российских экспертов в том, что правонарушения действительно были, что в общине Виссариона действительно есть криминал. Если правонарушения действительно были, то должно последовать и законное наказание виновных. Если фактов криминала не будет найдено, Виссариона надо отпустить с соответствующими извинениями. Тот факт, что речь идет о лидере секты не означает, что его правами можно пренебрегать: они в такой же степени находятся под защитой закона, как мои или ваши права»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Тем временем, 28 сентября стало известно, что иск прокуратуры о ликвидации религиозной организации «Церковь последнего завета», поданный на прошлой неделе, будет рассматривать Красноярский краевой суд; также стала известна дата начала рассмотрения иска — 26 октября.

«Здесь все просто. Если правоохранительные органы уже что-то нашли в ЦПЗ, то следователям, которые ведут это дело, нужно максимально объективно проверить все установленные факты. То есть действительно ли имели место какие-либо нарушения или же факты «притянуты». Если нарушения очевидны и доказуемы, нужно обязательно сделать их максимально публичными. То есть показать, что речь не идет о надуманных преследованиях по политическим мотивам, а о конкретных преступлениях, которые влекут конкретное наказание. Причем здесь силовым структурам важно наладить диалог с экспертами. Телевидение или газеты сообщают о том, что в ЦПЗ что-то нашли. Я знаю огромное количество примеров, когда СМИ сообщают о чем-то подобном, а потом оказывается, что ничего и не было. То есть, для начала нужно убедить российских экспертов в том, что правонарушения действительно были, что в общине Виссариона действительно есть криминал. Если правонарушения действительно были, то должно последовать и законное наказание виновных. Если фактов криминала не будет найдено, Виссариона надо отпустить с соответствующими извинениями. Тот факт, что речь идет о лидере секты не означает, что его правами можно пренебрегать: они в такой же степени находятся под защитой закона, как мои или ваши права»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Кроме уже обозначенных проблем, есть ряд проблем, уже достаточное долгое время не имеющих решения. Здесь имеется в виду сама работа с новыми религиозными движениями. По мнению Владимира Мартиновича, на данном этапе и органы государственного управления, и ученые и другие институты российского общества пребывают в неведении, что и в каких пропорциях происходит на самом деле. Таким образом, все действия, которые проводятся в отношении новых религиозных движений по факту проводятся вслепую, что и ведет за собой непредсказуемые последствия.

«Представим, что случилось чудо, и Церковь последнего завета прекратила свое существование. Но на ее место придет другая организация такого же типа. Конфессиональное пространство, пространство НРД всегда отвечает определенным проблемам и нуждам общества. До тех пор, пока существует комплекс проблем, который обусловил существование секты, которую хотят запретить, будут появляться другие аналогичные секты. Поэтому для начала нужно понять, что происходит в сфере нетрадиционной религиозности в стране. Затем нужно максимально отойти от двойных стандартов и от идеологических заказов в области НРД. Иначе говоря, если имеют место нарушения со стороны представителей НРД, то виновные должны быть сразу наказаны. Если нарушений нет, то НРД нужно оставить в покое. Дайте возможность православной церкви и обществу свободно и честно полемизировать с сектами, не нарушающими никаких законов. В открытой полемике, в которую ни государство, ни бизнес не вмешиваются с поддержкой любой из сторон, у сект не будет никаких шансов. Общество само должно выработать способность к саморефлексии и критической оценке происходящих событий, явлений, организаций всех типов и форм»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Обозначенные экспертом проблемы действительно имеют место в России. Например, двойные стандарты, примеров которых достаточно много. Совсем недавно, когда никто не обращал внимания на деятельность Церкви последнего завета, все внимание было приковано к Среднеуральскому женскому монастырю под Екатеринбургом и деятельности теперь уже бывшего схиигумена Сергия Романова. Пик развития истории пришелся на август, когда настоятельница игуменья Варвара (Крыгина) покинула монастырь вместе с несколькими сестрами, и власть взял Сергий Романов. За отказ подчиняться, ложь и клевету епархиальный суд лишил Сергия права служить и сана. Все совершенные им таинства считаются недействительными. Особое внимание Романов привлек своими проповедями. В конце июля в Свердловской области прошел суд, где Сергий Романов был признан виновным в разжигании ненависти, а его проповеди названы экстремистскими. В качестве наказания священник должен выплатить штраф в размере 18 тыс. рублей.

«С моей точки зрения Сергий [Романов] сейчас опаснее Виссариона. Это те самые двойные стандарты, которых быть не должно. Для того, чтобы не было перекосов и двойных стандартов, должно развиваться экспертное сообщество. К сожалению (это мой взгляд со стороны, и возможно он не объективен) экспертное сообщество в России, как и во многом в Беларуси, погружено в свои внутренние разногласия. Одни активно воюют с сектами, другие их активно защищают. Мало тех, кто просто пытается понять феномен сектантства как он есть, без крена в одну из сторон. Улучшение понимания происходящего, повышение уровня экспертной оценки, открытое обсуждение, анализ и исследования, признание прошлых ошибок – все это поможет избежать новых»
Владимир Мартинович
Доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, председатель Синодального центра сектоведения им. прп. Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата Владимиром Мартиновичем

Таким образом, очевидно, что в работе с новыми религиозными движения есть проблемы. Есть и последствия этих проблем в виде информационных взрывов и разрозненных предположений экспертов или вовсе любителей. Есть даже пути решения этих проблем, в частности предложенные в данном материале Владимиром Мартиновичем.

Но пока мы не видим, слаженных действий и комплексных подходов в решении сложившейся ситуации. Если их нет, то может быть в имеющихся условиях мы просто не можем по каким-то причинам реализовать хоть один из предложенных пунктов решения проблемы работы с новыми религиозными движениями? Этот вопрос пока остается без ответа.

Автор: Марина Малафеева

Использованные источники:

  1. Один из лидеров «Церкви последнего завета» обратился к омбудсменам с жалобами https://tass.ru/proisshestviya/9565637
  2. Суд в Красноярске рассмотрит иск прокуратуры о ликвидации общины Виссариона в конце октября https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/sud-v-krasnoyarske-rassmotrit-isk-prokuratury-o-likvidacii-obshchiny-vissariona-v-konce-oktyabrya
  3. В Красноярском крае задержали руководителей секты Виссариона http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=75775
  4. Руководству общины Виссариона официально инкриминировали насилие над адептами http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=75777
  5. Виссариону предъявили обвинения. Следствие ищет его покровителей среди красноярских чиновников http://vg-news.ru/n/147119
  6. Суд арестовал троих руководителей «общины Виссариона» http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=75783
  7. Защита обжаловала арест руководителя красноярской «общины Виссариона» http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=75793
  8. Парилки под присмотром ФСО https://novayagazeta.ru/articles/2020/09/23/87210-parilki-pod-prismotrom-fso
  9. Эксперт считает, что «Церковь последнего завета» не прекратит существование https://tass.ru/sibir-news/9532015