Кандидат психологических наук, Керимова Изумруд о межнациональных конфликтах и причинах попадания под деструктивное информационное влияние
Как вы считаете, как происходит радикализация в молодежной среде и каким образом провоцируются межнациональные конфликты?
Я думаю сейчас это в основном связано с социальными сетями. Мне кажется все переместилось в эту область. Молодые люди находят там для себя ответы на волнующие их вопросы, находят сообщества, которые отвечают их запросам. Эти проблемы связаны с тем, что молодые люди ищут для себя образцы поведения, ответы на волнующие их экзистенциальные вопросы. Так же, когда они встречают недопонимание от родителей или сверстников, видят какую-то несправедливость, не уверенны в собственных возможностях. Молодые люди часто ищут кого-то кто мыслит похоже, кто представляет собой идеал, к которому хочется стремиться, так они находят лидеров мнений. Лидеры мнений, даже с примитивными идеями, но вынесенные волной популярности, становятся теми, на кого молодежь ориентируются. В социальной психологии и социологии существует феномен «Спираль молчания». Этот феномен изучался на больших группах людей социологом Элизабет Ноэль-Нойман. Эта концепция касается людей, которые иногда не могут или не хотят высказывать свое мнение, потому что мнение других высказавшихся было противоположным. Те, кто уже высказался находятся в одной общности, являются примером и вызывают доверие для промолчавшего человека. Такие ведомые люди уже не будут высказывать свое мнение, боясь оказаться в изоляции от интересующей его группы людей.
Кто наиболее подвержен деструктивному информационному влиянию?
Влиянию подвержены молодые люди, чьи взгляды отличаются от взглядов их окружения. Люди, которые находятся в группе своих сверстников, при этом группа не является для них референтной. Это думающие люди, часто ищущие что-то надбытийное и особенное. Ребята, чувствующие себя на обочине жизни, по различным причинам, так же подвержены влиянию. Социально запущенные молодые люди, которым не уделено достаточно внимания, которых никто не сориентировал в жизни – это люди которых могут привлечь деструктивные организации. Во многом это связано с неуверенностью, низкой самооценкой, ощущением неспособности самостоятельно чего-то добиться, приобщаясь к определенным организациям, они могут себя реализовать, почувствовать себя сильными. Часто под влияние деструктивных организаций попадают люди, чувствующие несправедливость, несправедливое распределение благ, возможностей. Это порождает негативные эмоции, которые потом выражаются в рамках подобных организаций.
На ваш взгляд, влияют ли внешнеполитические события на межнациональные и межконфессиональные отношения в образовательных организациях и если да, то каким образом?
Внешнеполитические события могут менять отношения между людьми, часто это зависит от того, насколько далеко происходят эти события и от того, как ведется пропаганда. Если говорить о событиях, которые связанны с Украиной, то у нашей молодежи нет никого негатива по отношению к украинцам. Общаясь со студентами, мы часто затрагиваем эту тему, я ни разу не слышала какого-то негатива, связанного с национальностью. Конфессиональные вопросы, несмотря на то, что часть украинцев католики, также не поднимаются и не интересуют молодежь. Эти события происходят сейчас, позже будут проведены исследования, по результатам которых можно будет сделать выводы. Также необходимо понимать, что массированная пропаганда, которая используется в других странах, привела к русофобии. Я лично знаю несколько человек, которым отказали при поступлении в немецкие, итальянские и чешские университеты, потому что они из России. Здесь остается только менять свои жизненные планы в соответствии с ситуацией, страдать из-за этого неконструктивный путь. На западе формируется определенное отношение к россиянам и проводится аналогия с фашизмом. Эта аналогия очень жесткая. В историческом плане, прошло не так много времени после Второй мировой войны, в памяти живы угрозы фашизма и нацистские символы. Люди, которые умеют критически мыслить и анализировать информацию, те, кто не доверяют лозунгам и вбросам, способны этому противостоять.
Какие способы профилактики и устранения конфликтов вы бы посоветовали использовать педагогам?
Каждый педагог должен обсуждать вопросы, которые возникают у молодых людей. Есть разные мнения, все необходимо проговаривать. Если будут существенные изменения и усиление конфликтов, возможно есть смысл ввести уроки взаимопонимания.