За период прошедшего 2018/2019 учебного года по всему миру зафиксировано свыше 15 случаев вооруженных нападений на образовательные организации (речь, в частности, идет о нападениях, получивших широкую огласку и повлекших жертвы). Инциденты зафиксированы на территории США, России, Бразилии, Белоруссии и Польши. Отметим тот факт, что большая часть нападений организована подростками и молодыми людьми в возрасте от 13 до 26 лет. Пострадавшие и погибшие в результате нападений в некоторых случаях насчитывают десятки человек (взрослых и детей). Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях был проведен мониторинг, который показал некоторые основные тенденции организации вооруженных нападений в образовательных организациях. По результатам мониторинга было выявлено четыре кейса, на основе которых, при участии членов Экспертного совета Центра, очерчено проблемное поле проявления агрессии в молодежной среде, а также проанализированы основные тенденции по снижению риска вооруженных нападений в образовательных организациях.
Так одним из самых резонансных происшествий в России стала трагедия в городе Керчь. 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошло массовое убийство. Подозреваемым по делу о массовом убийстве считается студент четвертого курса Владислав Росляков. Согласно восстановленной хронологии нападения [1], он зашел в здание колледжа примерно в 11.40 во время большой перемены вместе с многочисленными учениками. С собой подросток смог пронести самодельную бомбу и ружье. Несколько минут спустя он открыл стрельбу по находящимся вокруг студентам. Еще через несколько минут подросток спустился на первый этаж здания и взорвал самодельную бомбу в столовой, после чего снова поднялся наверх и в помещении библиотеки покончил жизнь самоубийством. В результате трагедии погиб 21 человек, еще 67 пострадало. Следствие по делу пришло к окончательному выводу, что у Рослякова не было посредников. По одной из версий агрессия подростка была вызвана издевательствами со стороны одноклассников.
[1] https://dimagrib.livejournal.com/3503065.html
Не такой массовый, но не менее трагичный инцидент произошел 13 марта 2019 года около 09:30 (15:30 по московскому времени) в городе Сузану бразильского штата Сан-Паулу. Там два подростка в черной одежде и масках вошли в школу, где открыли стрельбу. По имеющимся в СМИ данным их жертвами стали 10 человек плюс общее число раненых достигло 17 человек. Очевидцы сообщают, что стрельбу открыли во время перерыва между первым и вторым уроками и стреляли без разбора [2]. Нападавшими были Энрике де Кастро (25 лет) и Гильермо Монтейро (17 лет). В основном для стрельбы они использовали автоматическое оружие, также был случай применения арбалета, а один из нападавших также добивал раненых ножом. Кроме того у подростков была при себе самодельная бомба, которая не взорвалась из-за нарушения технологии изготовления, а также коктейли Молотова, которые не были использованы. Нападавшие покончили жизнь самоубийством. Ранее они учились в этой школе. По одной из версий агрессия молодых людей была местью за былую травлю.
[2] https://360tv.ru/news/tekst/brazil-school-shooting/
Еще один случай зафиксирован в мае 2019 года в Новосибирской области, где учащийся колледжа транспортных технологий в городе Барабинск устроил стрельбу [3]. По имеющейся информации, утром 10 мая 17-летний студент Барабинского филиала Новосибирского колледжа транспортных технологий принес на занятия гладкоствольное ружье, собрал его в коридоре, а затем зашел в учебный класс и выстрелил в сокурсника. Один из подростков, находившихся на тот момент в классе, был ранен в плечо, еще двое учащихся выпрыгнули из окна второго этажа. Один из них получил перелом голеностопных суставов обеих ног, другой — перелом стопы. Стрелявший вышел в коридор и покончил с собой. По данным следствия, причиной открытой агрессии подростка стали унижения и издевательства со стороны однокурсников. Однако по информации СМИ, на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», подросток неоднократно делал репосты из сообществ, пропагандирующих нацистскую идеологию. В друзьях у молодого человека числились люди, у которых вместо обычных фотографий были загружены кадры из фильмов про фашистскую Германию и изображения свастики.
[3] https://ria.ru/20181122/1533299675.html
Также большое количество случаев нападения на образовательные организации, которые освещаются в СМИ, зафиксированы в США. По некоторым данным, только в 2019 году было зафиксировано 115 случаев стрельбы в американских школах. Один из последних случаев произошел 7 мая 2019 года в 40 км от Денвера в школе в городе Хайлендс-Ранч (штат Колорадо). По имеющейся информации, двое учеников этой школы пришли в учебное заведение с оружием и открыли стрельбу по своим одноклассникам. Полицейским удалось арестовать двоих подозреваемых. В результате нападения погиб один школьник, еще восемь получили ранения. О мотивах преступников СМИ не сообщали, однако по одной из версий стрельба была устроена из мести другим ученикам школы. Полиция сообщила, что одним из стрелявших был 18-летний Девон Эриксон, в нападении также подозревается несовершеннолетний трансгендер, который находится в процессе перехода от женщины к мужчине. Имя второго задержанного не сообщается[4].
[4] https://kp.ua/incidents/637207-v-ssha-opiat-rasstrelialy-shkolnykov-mnoho-postradavshykh
Во время задержания подозреваемые оказали сопротивление полицейским, вступив с ними в перестрелку. Полиция изъяла у задержанных три пистолета и ружье, но, как подчеркнули в полиции, ружье во время нападения не использовалось.
Как можно увидеть из кейсов, несмотря на то, что каждый из описанных случаев произошел в разное время и в разных странах, все они имеют общие черты, а их анализ может в некоторой степени помочь в описании и работе по профилактике в общей ситуации повышенной агрессии в молодежной среде.
Так, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, профессор РХГА Александр Прилуцкий отметил особенности общего восприятия подростками образовательной организации в абсолютно негативном ключе.
Кроме того, важно заметить, что представляя на рассмотрение общественности те или иные инциденты, СМИ все больше начинают говорить о так называемом «буллинге» (с англ. «травля»), который в этой связи становится чем-то не просто опасным, но и нарастающим. При этом такая информация не подкрепляется никакими реальными статистическими данными или фактами. Так, по мнению доктора исторических наук, профессора Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Александра Агаджаняна, влияние буллинга является только одним из факторов, которые могут так резко негативно сказаться на поведении сегодняшних подростков и их восприятии окружающей среды. Эксперт обращает отдельное внимание на то, что не так страшен буллинг, как явление, как его освещение в медиа пространстве.
Добавим, что, несмотря на очевидные сходства, необходимо при этом делать обязательные отступления, связанные с представлением информации в СМИ, а также возможных личностных интерпретациях при переводе той или иной информации. На определенные различия в восприятии образования, социума и личных интерпретаций усваиваемой информации обратила внимание кандидат философских наук, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Лицей № 106 Содружество» ГО г. Уфа РБ Марина Бигнова.
Таким образом, в первую очередь при рассмотрении наиболее резонансных случаев необходимо обратить внимание на работу в СМИ. Она может быть рассмотрена как под углом количественного и качественного освещения тех или иных фактов, так и их последствий. Причем нужно понимать, что, скрывая информацию или блокируя ее, мы не сможем с уверенностью говорить, что она не дойдет до «адресатов», то есть не будет воспринята подростками. Более того здесь необходимо понимать, что любое ограничение, тем более в интернете может обернуться и в обратную сторону, ведь зачастую для подростка и молодого человека (13-26 лет) интересно именно то, что запрещено. На необходимость разработки принципиально новых механизмов профилактики экстремизма через интернет обратил внимание старший преподаватель департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ, заместитель декана Института практического востоковедения Московской международной академии Григорий Лукьянов.
Направление по работе с медиа пространством поддержал и доктор исторических наук, профессор Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян. По его мнению, на данный период времени по вопросу профилактики экстремизма в молодежной среде делается «все правильно». Однако проблема состоит отнюдь не в том, что сами осуществляемые методики являются ошибочными, а том, что есть и еще неохваченные направления, которые сегодня и влияют на поведение и уровень агрессии подростков.
Однако при разработке и реализации новых подходом работы с подростками по минимизации рисков радикализации, необходимо учитывать не только вопросы, касающиеся освящения определенных тем в СМИ, но и особенности самого контингента, целевой аудитории, на которую направлена разработка новых подходов. В частности здесь должна идти речь о становлении личности подростка, то есть об особенностях поведения и межличностной коммуникации подростков молодых людей в возрасте от 13 до 26 лет, в том числе в рамках образовательных организаций. На особенности и сложности процесса социализации подростков призывает обратить внимание доктор исторических наук, профессор Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян. Эксперт уверен, что в том числе и проблемы существования такого явления как буллинг и его специфика скрыта в первую очередь именно в возрастных особенностях подростков.
Кроме того, на процесс социализации подростка напрямую влияет та среда, в которой происходит становление и развитии личности. Так, кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков считает, что «адекватная социализация» может и должна происходить посредством общих усилий образовательной организации, родителей и всего социума, которые должны помочь ребенку вписаться в контекст общепринятых норм и ценностей.
Таким образом, мы можем увидеть, что приведенные вначале кейсы, складываются в определенную картину. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что в современном мире огромную роль (агрессора и защитника) играют медиа. При этом зачастую именно свобода слова становится главным оружием, которое вручается подросткам и направляет их на не всегда верный путь снятия стресса. При этом на сегодняшний день ни в одной стране в мире еще не найден инструмент, который не просто перекроет доступ к информации или будет ее фильтровать, но сможет сделать СМИ и пространство социальных сетей помощником в решении проблем радикализации молодежи.
Во-вторых, сегодня мир столкнулся с тем, что отсутствие новых подходов к сопровождению процесса социализации подростков приводит к неожиданным реакциям и трагическим последствиям. Безусловно, проблема не решается в один клик, однако ее обозначение, это первый шаг к ее минимизации.
* (движение «Колумбайн» признано террористическим и запрещено в России)
Автор: Марина Малафеева
Инфоповоды:
Бросить бомбу — и уничтожить весь мир. Что известно о нападении на школу в Бразилии
https://360tv.ru/news/tekst/brazil-school-shooting…
17 октября 2018 года студент четвертого курса Владислав Росляков устроил стрельбу и взорвал бомбу в Керченском политехническом колледже. В результате погиб 21 человек, среди которых 16 студентов и пять работников колледжа. Пострадали более 50 человек.
https://ria.ru/20181122/1533299675.html
10 мая 17-летний студент Барабинского филиала Новосибирского колледжа транспортных технологий принес на занятия гладкоствольное ружье, собрал его в коридоре, а затем зашел в учебный класс и выстрелил в сокурсников. После этого стрелок вышел в коридор и покончил с собой.
https://ria.ru/20180510/1520274389.html
В США опять расстреляли школьников, много пострадавших